ГЛАВА 16. ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ

ГЛАВА 16. ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ

Задача в данном случае за­ключается в том, чтобы выявить характер объемной формы и ре­шить ее как объемную компози­цию. Решение начинается с оценки характера и особенности формы. Форма может иметь следующие осо­бенности:

1)   соотношение сторон: грани по трем координатам равны или почти равны (рис. 308). К этим формам относятся куб, параллелепипед. Возможны другие формы: шар, ко­нус и т.д. Преобладание вертикаль­ной координаты над другими (рис. 309), преобладание горизон­тальных координат над вертикаль­ной (рис. 310);

2)   в плане форма может быть: простой геометрической фигурой (рис. 311), сложного очертания (рис. 312);

3)   положение в пространстве главной оси формы: вертикальное направление (рис. 313, а), горизон­тальное (рис. 313, б) и наклонное (рис. 313, в).

Таким образом, объемная форма может иметь горизонтальный, вер­тикальный или наклонный харак­тер в зависимости от величины гра­ней и положения к горизонту.

В некоторых случаях форма мо­жет быть усложнена применени­ем поверхностей различной кри­визны: сферической, двояковыпук­лой и т.д.

При оценке характера формы необходимо изучить условия восп­риятия формы зрителем. Форма мо­жет находиться в открытом про­странстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой об­ход формы (рис. 314).

В другом случае, объем может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из несколь­ких точек зрения и второстепенные (рис. 315).

Чтобы выявить объем, необхо­димо ввести соответствующие эле­менты, подчеркивающие характер данного объема, положение его в пространстве, сделатк его вырази­тельным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, компози­ционно законченным. Композиция должна восприниматься в разви­тии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.

Глава 16. Выявление объемной формы 191

Для выявления объемной фор­мы, так же как и для выявле­ния фронтальной поверхности, ис­пользуются следующие приемы, обусловленные характером самой формы:

1. Членения: по характеру — полные и неполные (рис. 316, 317); по направлению — вертикальные, горизонтальные (рис. 318, 319) и наклонные (рис. 320, 321); по очер-

зонтальным коордц-

Рис. 311. Простые геометрические очертания формы в

Рис. 312. Сложное очертание формы в

Рис. 308. Тождест­во сторон объемной формы — куб

Рис. 309. Форма развита по верти-

Рис. 310. Форма развита по гори-

192

Часть IV. Выявление объемно-пространственных форм

танию — прямолинейные, криво­линейные, ломаные и сложные (рис. 322, 319); по пластике — чле­нения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглуб­ленными (рис. 319, 323).

, 2. Сопоставление контрастных поверхностей (рис. 324, 325).

Рис. 313. Положе­ния формы по отно-

координатам а — вертикальное положение формы; б — горизонтальное положение формы;

Рис. 314. Движение зрителя вокруг

Рис. 315. Форма

ную ориентацию для восприятия

Рис. 316. Полные и формы

Рис. 317. Центр ин­формации в Кофу. Архит. К. Танге

Глава 16. Выявление объемной формы 187

3.   Сопоставление массы и про­странства (рис. 326, 327).

4.   Фактура и цвет.

Последний прием применяется

лишь для придания композиции большой выразительности и закон­ченности.

Для композиционного решения можно использовать один или не­сколько перечисленных приемов. Главное, чтобы решение было лако­ничным и давало ясный ответ на поставленную задачу.

Если композиция имеет одну или несколько главных точек зре­ния, то, естественно, композиция с

этих сторон должна решаться более активными средствами. Другие сто­роны могут быть решены более ла­конично и подчеркивать основную тему.

Контрольные вопросы

1.   Как с помощью членений подчерк­нуть вертикальность объемной композиции?

2.   Можно ли превратить куб из статич­ной формы в динамичную? Как?

3.   Назовите примеры произведений ар­хитектуры, в которых форма цилиндра вы­является с помощью метро-ритмических чле-

188      Часть IV. Выявление объемно-пространственных форм

Рис. 319. Собор в

Рис. 321. Стадион Сан-Сиро в Милане. Архит. Рунке

Глава 21. Объемно-пространственная композиция как модель проектирования 197

 

 

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}