1

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

ГЛАВА 10. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ КОМПОЗИЦИИ

Архитектурное сооружение (здание или "дом", т.е. то, что в обыденном сознании ассоциируется с понятием "архитектура") — это прежде всего пространство, опреде­ленным образом организованное и заключенное в соответствующую объемную форму;     ч

"Пространство, а не камень — материал архитектуры..." — гово­рил один из основоположников психо-аналитического метода пре­подавания композиции Н.А.Ладов- ский [29, с.344]. Объемная форма, в свою очередь, представляет собой совокупность материальных повер­хностей (и в частности фасадов), которые не только ограничивают внутреннее, закрытое пространство, но одновременно с этим формируют пространства снаружи объема, яв­ляясь элементами композиции от­крытого пространства.

Таким образом, можно назвать следующие основные компоненты архитектурной среды:

пространство;

объем, формирующий простран­ство;

поверхность, формирующая объ­ем и пространство.

Используя философскую терми­нологию можно, очевидно', сказать: пространство и объем — это цель и средство архитектурной компози­ции (рис.158).

По признаку пространственного расположения форм, а также в за­висимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространст­венной композиции: пространствен­ную, объемную и фронтальную.

Пространственная композиция ха­рактеризуется превалированием пространства над элементами, фор­мирующими его. В такой компози­ции зритель воспринимает и оцени­вает в основном качество простран­ственного решения, а не элементы,

image173

видов архитектур­ной композиции

Рис. 158. Диалекти­ческая взаимосвязь

116 Часть III. Основные виды композиции

image175

организующие пространство. Эле­менты композиции (объемные фор­мы, поверхности) могут развивать­ся и организовывать восприятие зрителя по глубинной, фронтальной

Рис. 159. Глубинно- пространственная композиция

Рис. 160. Улица Рос- си в Санкт-Петер­бурге

Рис. 161. Интерьер аудитории Поли­технического. инс­титута в г. Ота- ниеми. Архит.

Глава 10. Понятие об основных видах композиции 117

image177

118 Часть III. Основные виды композиции

или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной коорди­наты называется глубинно-про­странственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространст­ва (см. рис.2, 3, 159, 160).

Пространственная композиция наиболее сложный, но в то же вре­мя самый распространенный в ар­хитектурной практике вид компо­зиции, по закономерностям которо­го организуется пространство, на­чиная с небольших интерьеров и кончая обширными градостроитель­ными ансамблями (рис.161).

Объемная композиция имеет от­носительно равномерное развитие по трем координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, ха­рактерна замкнутостью поверхно­стей элементов, организующих та­кую композицию. Объемная компо­зиция воспринимается при движе­нии зрителя вокруг нее. Естествен­но, что каждое архитектурное соо­ружение не мыслится вне объемно­сти, но объемной композицией сле­дует считать такую, в которой ее трехмерность выражена как основное качество, организующее восприятие со всех сторон (рис. 162, 163).

Фронтальная композиция харак­теризуется развитием по двум фронтальным координатам, гори­зонтальной и вертикальной, с под­чиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспри­нимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней (рис.164, 165). Такими компо­зициями в архитектуре являются, как правило, фасады зданий, обра­щенные к пространствам улиц и площадей, рассчитанные на восп­риятие со стороны этих открытых пространств.

Композиция всякого архитек­турного сооружения или комплекса сооружений обладает чертами и признаками всех трех указанных

image179

ее видов при доминировании того или иного в каждом конкретном случае.

Часто при определении вида композиции решающим становится местоположение зрителя и харак­тер восприятия этим зрителем ар­хитектурного сооружения или ком­плекса. Например, находясь на Исаакиевской площади в Санкт- Четербурге, мы воспринимаем ее как пространственную компози­цию, в организации которой глав­ное, доминирующее значение имеет Исаакиевский собор (рис.166). Гла­венство собора обусловлено не толь­ко его местоположением и велико­лепием форм, но и объемным прин­ципом построения его композиции с центральной вертикальной осью, которой подчиняется все построе­ние площади. В то же время и объ­емная композиция собора воспри­нимается при движении вокруг не­го, каждый из четырех фасадов яв­ляется примером решения фрон­тальной композиции на основе сим­метрии (рис.167). Войдя внутрь со­бора, мы видим сложную простран­

Рис. 162. Схема. Объемная компози-

Рис. 163. Собор Ва­силия Блаженного в Москве. Архитекто­ры Барма и По-

Глава 10. Понятие об основных видах композиции

119

image181

ственную композицию его интерье­ра, состоящую из нескольких со­подчиненных внутренних про­странств, завершающихся фрон­тальными композициями иконоста­сов (рис.168).

В архитектурно-градостроитель­ной практике бывают случаи, ког­да последующие перестройки изме­няют первоначальные композици­онные качества сооружений. Так, собор Св.Петра в Риме — типичная

объемная композиция ("гигантская геометрия гармоничных взаимосвя­зей" — как сказал Корбюзье) — "утратил" свою объемность после тесной застройки пространства вок­руг него и сооружения колоссально­го портика на главном фасаде, вос­принимаемого как фронтальная композиция, обращенная к собор­ной площади.

В качестве еще одного примера можно привести здание Смольного

120 Часть III. Основные виды композиции

института, которое было задумано и решено архитектором Д.Кваренги как фронтальная композиция, ор­ганизующая обширную площадьimage183

 

перед зданием (как изображено на рисунке самого автора). Со време­нем на площади был разбит сад, частично закрывший фасад, а в 1923 г. архитекторами В.Шуко и В. Гельфрейхом сооружены пропи­леи, образовавшиеся вместе с ал­леей, ведущей к главному портику и памятнику Ленина, глубинно- пространственную композицию.

Рис. 164. Схема. Фронпальная ком­позиция

Рис. 165. Дом Паш­кова на Моховой в

Москве. Архит. В. Баженов

Рис. 166. Исаакиев- ская площадь в Санкт-Петербурге

Глава 10. Понятие об основных видах композиции 115

image185

 

Контрольные вопросы

1.    Назовите основные виды архитектур­ной композиции.

2.    В чем заключается диалектическая взаимосвязь основных видов композиции?

3. Проанализируйте ансамбль Красной площади в Москве. Какие виды композиции здесь встречаются и как они связаны между собой?

122 Часть III. Основные виды композицииimage187

 

Рис. 167. Фасад Исаакиевского собора в Санкт-Петербур­ге. Архит. О. Мон- ферран

Рис. 168. Интерьер Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Глава 10. Понятие об основных видах композиции 123

image189

124 Часть III. Основные виды композиции



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}