1

как открыть строительную фирму

Глава 8. Тождество, нюанс и контраст

91

храняет композиционное значение" [17, с. 131] даже в изменяющейся во времени среде ( рис.117).

Контрольные вопросы

1. Объясните различие между понятием "масштаб" и "масштабность" в архитектуре.

2.   С помощью средств композиции архи­тектор решает проблему масштаба проекти­руемого объекта?

3.   Каким образом можно определить, масштабно сооружение или пространство или немасштабно?

ГЛАВА 8. ТОЖДЕСТВО, НЮАНС И КОНТРАСТ

8.1. Понятие тождества, нюанса и контраста. Слова контр­аст и нюанс не являются специфи­ческими архитектурными термина­ми, они общезначимы и применя­ются тогда, когда нужно опреде­лить степень различия между ка­кими-либо предметами или явлени­ями1. Исходным состоянием при от­счете различия является состояние полного сходства, совпадения, оди­наковости, идентичности, т.е. тож­дества. Обозначение меры разли­чия .иежду формами, величинами или цветовыми тонами с помощью понятий контрастности и нюансно- сти принято в тех областях челове­ческой деятельности, где основную роль в оценке явлений действитель­ности играет живое восприятие, не­посредственная реакция человека, в искусстве в первую очередь. Контрастным считают такое отно­шение между сравниваемыми объ­ектами, в которых явно преоблада­ет различие, нюансным — когда явно преобладает сходство при не­значительном различии.

Тождество, нюанс и контраст так же, как и масштабность, явля­ются категориями архитектурной композиции и в то же время ее средствами, с помощью которых ре­шаются многие композиционные задачи. Эти категории можно на­звать количественно-качественны­ми, так как они выражают слож­ный процесс накопления количест­

1Контраст (франц. contraste) — противо­положность в каком-либо отношении. Нюанс (франц. nuance) — оттенок, тонкое различие в чем-либо (По словарю Ушакова).

венных изменений в различии форм и перехода их в новое качест­во. Это относится в одинаковой мё- ре к простым объектам и сложным, например, к элементарным геомет­рическим фигурам и к трехмерным объектам. На рис.118- можно про­следить процесс нарастания количе­ственных изменений в форме и ка­чественное перерождение характера различия между формами в резуль­тате изменения величины и разви­тия по вертикали.

Тождество, нюанс и контраст как композиционные средства иг­рают формирующую, регулирую­щую роль в создании целостной ар­хитектурной композиции, опреде­ляя меру отношений между други­ми средствами композиции. Воз­можности проявления этих трех ти­пов отношений достаточно широки и используются главным образом для упорядочения пространствен­ной структуры архитектурной фор­мы, часто решающим образом из­меняя ее облик, что и составляет основу вариантного проектирова­ния — поиска оптимальных реше­ний. Контрастно-нюансные отноше­ния определяют взаимодействие между композицией и окружаю­щим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколь­кими композициями, между частя­ми одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст при­сутствуют в каждом объекте архи­тектуры, однако заметно проявля­ются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль

92

Часть II. Средства архитектурной композиции

image131

ведущего отношения в структуре формы.

8.2. Тождество как принцип полного сходства элементов в архи­тектурной композиции. Принцип тождества является самым древним законом взаимодействия элементов, из которых когда-либо возводились обитаемые сооружения. Тождест­венные (практически) элементы в виде стволов деревьев издавна слу­жили материалом для огралсдения обитаемых пространств разного ро­да. Тождественны по форме и вели­чине блоки из естественного искус­ственного камня, а также кирпичи. Крупные поверхности современных зданий состоят из тождественных элементов: окон, панелей. Принцип тождества широко применяется в

современном массовом строительст­ве: повторяются сборные элементы, повторяются пространства в круп­ных градостроительных образова­ниях, например, в жилых районах. На принципе тождества основано построение метрических и некото­рых ритмических рядов. Принцип тождества положен в основу мо­дульных систем (рис.119).

Однако какова роль тождества в построении композиционно целост­ной архитектурной формы? В неко­торых странах этот принцип, на ос­нове которого построены размерные модули, является существенной ча­стью национальной культуры Вспомним татами — японское жи лище построено по этому принци пу. Тем не менее, тождество в по

image133

строении композиции играет лишь определенную роль и имеет опреде­ленные ограниченные возможности. Тождественные отношения способ­ны выражать лишь некую массо­вость, множество или протяжен­ность. Поэтому формы, построен­ные на основе повторяющихся эле­ментов, как правило, содержат до­полнения, включения, отличающи­еся от основного материала, фона или закономерности. Так, метриче­ские ряды из тождественных эле­ментов, не выражающие в принци­пе ничего, кроме некоторой протя­женности, могут быть остановлены с помощью привнесения в ряд ка­кого-либо признака или акцента, дополнительно к основной законо­

мерности. Орнаментированная по­верхность карнизов в ордерных композициях, построенная из мо­дульных тождественных элементов в форме метрического ряда, всегда имеет завершение на углах фаса­дов. В древнегреческих перипте- ральных храмах ряды тождествен­ных элементов — колонн фиксиро­вались на углах с помощью утол­щенной колонны или измененного интерколумния между колоннами, образующими угол. Главный фасад получал акцент по центральной оси, однако другими средствами — с помощью портала основного вхо­да в храм, размещенного на втором плане за колоннадой в стене целлы (рис. 120).

Глава 8. Тождество, нюанс и контраст 87

Рис. 118. Сходство и различия в сравне­нии простых гео­метрических тел а — тождество — полное сходство гео­метрических тел;

личие геометриче-

не; в — контраст­ное различие гео­метрических тел по

сное различие гео­метрических тел по форме; д — контр­астное различие гео­метрических тел по форме

image135

Роль повторяющихся элементов в формировании композиционной целостности видна на рис. 121. Композиция построена на основе модуля, которым служит квадрат, однако модуль играет роль лишь своеобразного строительного мате­риала, из которого набрана форма и второстепенные элементы окру­жающего пространства. Модуль­ность выражена в строении формы, вносит объединяющее начало в от­ношения элементов композиции, однако главное здесь — более слож­ная нюансно-контрастная зависи­мость          величин           элементов. Композиция, показанная на рис. 122, также построена на основе модуля, но благодаря другому масштабу модуль как бы скрыт, и проявляется в пропорциональной созвучности элементов композиции.

8.3. Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают

равномерно. Этот процесс можно проследить на примере одной из работ голландского художника-гра­фика Маурица Корнелиса Эсхера — композиции, названной им "Небо и вода", в которой еле заметные из­менения величины и формы изо­бражений, направленно возрастая, приводят к полному преображению вида и смысла фигур, показанных на композиции (рис. 123) [24]. "Рождение" ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хо­рошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей. Более простым способом обнаруже­ния является рассматривание любо­го метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе. Более близкими к ар­хитектуре и весьма выразительны­ми примерами возникновения и

88        Часть II. Средства архитектурной композиции

Рис. 119. Примеры применения повто­ряющихся элемен­тов в архитектуре. Ряд ситуаций, в ко­торых использует­ся принцип полного сходства, может

быть продлен до бесконечности, од­нако с помощью тождества в компо­зиции можно полу-

Глава 8. Тождество, нюанс и контраст 95

image137

здания размерной

рого строилась фор­ма. Однако модуль сыграл роль лишь "строительного ма­териала". Компози­ция в целом основа­на на контрастном противопоставле­нии формы и эле­ментов сооружения

Рис. 122. Пример

коразмерного моду­ля в построении си-

странств. Если бы горизонтальные

расчленены на тож­дественные повто­ряющиеся элементы (модульную сетку), модульная основа композиции не была бы даже заметна. Тем не менее модуль создает величинно- размерное единство

Рис. 120. Некото­рые приемы преодо­ления "деспотии по- вггмра". Эти и дру­гие приемы были придуманы для тех случаев, когда мет­рический ряд или плоскость необходи-

Стремление к оста-

вершению плоско-

денцией человека в процессе зрительно­го восприятия про­длевать повтор, что в свою очередь вызывает ощущение незавершенности,

следовательно, — разрушения целост­ной композиции

Рис. 121. Компози­ционная задача на решение взаимодей-

терьерными про­странствами и ок­ружающей средой. В этом случае прин­цип тождества был

96

Часть II. Средства архитектурной композиции

б

image139

развития ритмического ряда на ос­нове незначительного, но последо­вательного изменения величин яв­ляются ассиро-вавилонские зикку- раты и спирали, на основе которых построены волюты ионических ка­пителей (рис.124). Нюанс как коли­чественное отношение величин слу­жит мерой в формировании цело­стной архитектурной формы и уча­ствует в сложной совместной "рабо­те" всех средств архитектурной композиции, формирующих все со­стояния формы: легкость и тя­жесть, статичность и динамич­ность, массивность и пространст- венность и т.п.

Следует, однако, заметить, что в ряде случаев к нюансным разли­чиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в рабо­те, считая прямыми ошибками. К ошибкам такого рода относятся так называемые "плохие углы" — ту­пые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, не­полноценный прямой угол (рис. 125). Отклонение вертикаль­ной линии от строгой вертикали или горизонтальной — от горизон­тали в незначительной степени, да­же в весьма малой, остро восприни­мается глазом как некий беспоря­

док и связано с ведущей ролью вер­тикали и горизонтали как направ­лений, определяющих ориентацию человека в пространстве. В фрон­тальных композициях и фасадах зданий величинные соотношения

Рис. 123. Преобразу­ющая роль нюанс­ных изменений фор-

а — многозаходная спираль, построен-

метрии подобия; б — композиция "небо и вода" гол­ландского художни­ка М.К. Эсхера, час­то использующего принцип нюансных различий в своих ра­ботах. Парадок­сальные изображе-

ской графикой

Рис. 124. Нюанс как основа построе­ния ритмического

а — построение кривой энтазиса по Палладио; б — зик- курат; в — по­строение иониче-

тоду гномона Пла-

Рис. 125. Примеры ошибок, возникаю­щих в результате нюансных отклоне­ний от вертикали

а — сравнение пря­мого угла с "плохи­ми углами"; б — нюансное отклоне­ние центрального элемента формы от оси симметрии со­здает ощущение случайно допущен­ной ошибки; в, г — правильное размеще­ние центрального

по оси и с заметной сдвижкой, что урав­новешивается до­полнительным эле­ментом, размещен­ным на более протя­женной части фа-

Глава 8. Тождество, нюанс и контраст 97

плоскостей и проемов должны про­читываться четко, не оставляя со­мнений в их действительном смыс­ле. В противном случае нюансные различия станут причиной того, что отклонения элементов фасада от ожидаемого положения будут восприниматься как неточность, допущенная автором проекта (см.рис. 125)

Понимание роли нюансных от­ношений между элементами формы в архитектурной композиции свя­зано с представлением о развитии как о постепенном накоплении оп­

ределенного качества, о движении, о росте, что нашло выражение в композиционной фиксации таких важных характеристик здания, как его верх и низ. Истории архитекту­ры известно множество примеров, подтверждающих это, хотя здесь необходимо указать на тесную вза­имосвязь принципа организации формы как организма, растущего по вертикали, также и с конструк­тивно-тектоническим смыслом при­нятой пространственной системы. В соответствии с идеей роста решены объемы русских церквей и фасады

 

image141

92        Часть II. Средства архитектурной композиции

Глава 8. Тождество, нюанс и контраст 93

image143

койнои уравновешенной формы, лишенной, однако, почти всякой динамичности, но тем не менее гар­моничной1 (рис. 127). Пример, приведенный на рис.128, показыва­ет изменение характера системы пространств в результате введения контрастирующего (хотя и не слишком резко) элемента. Взаимо­действие нюансных отношений с контрастными встречается в архи­тектурной композиции значительно чаще (рис. 129 — 131). Что касает­ся нюансов, то чрезвычайно широ­ким полем их применения является архитектурная колористика.image146

8.4. Контраст как проявление различий в свойствах объемно-про­странственных форм. Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей в процессе поиска выразительной и динамичной ар­хитектурной формы. Трудности, возникшие при попытке построе­ния целостной композиции с по­мощью лишь нюансных различий в форме и ее элементах, объясняются главным образом тем, что в воспри­ятии человека быстрее и активнее фиксируются элементы окружения,

1 Фасады Древнерусских храмов Владимиро-Суздальской школы, а также Успенского собора Московского Кремля практически не содержат контрастов в пластическом решении.

ренессансных палаццо. И в том, и в другом случае убывание качества формы — величины — по вертика­ли по направлению вверх осуществ­ляется за счет нюансных различий между ее элементами (рис. 126).

Вряд ли можно считать нюанс­ные различия достаточной основой для построения целостной компози­ции, но это возможно осуществить, если поставить целью создание спо-

Рис. 127. Целост­ная композиция, по­строенная преиму­щественно на нюан­сных различиях ве­при высокой степе­ни сходства их гео­метрической фор­мы. Может быть прав был Гераклит Эфесский, утверж­давший, что скры­тая гармония силь-

Рис. 128. Преоблада-

та композиции по величине при сход­стве формы не яв-

контрастным, од-

различия делает форму в целом более собранной и сильной

Рис. 126. Спокой­ный ритм, выража­ющий идею разви-

вой построения фор­мы многих зданий

для знати (палац­цо), построенные в период Ренессанса в Италии, восприни­маются как устой­чивые объемы, в ко­торых выявлен верх

стоянно убывающие вверх по вертикали ярусы колоколен и башен в русском зодчестве создают, тем не менее, резко контрастный по отношению к фону силуэт

100

Часть II. Средства архитектурной композиции

image147

выделяющиеся среди остальных своей величиной, геометрической формой или положением в про­странстве. Именно поэтому пред­ставление о контрасте в архитек­турной композиции связывается прежде всего с акцентными узла­ми, доминантами, а также элемен­тами, играющими в композиции особую роль, а поэтому требующи­ми специальных средств для выяв­ления этой роли и обеспечивающих повышенную информативность. На

рис.132 можно наблюдать появле­ние в недостаточно упорядоченной системе пространств элемента, со­держащего различия в форме (вход) и вносящего некоторый порядок в общую структуру композиции.

Принцип контрастного разли­чия может быть использован в со­поставлении формы с окружающим пространством. Степень взаимодей­ствия доминантного элемента ком­позиции со средой, в которую он включен, может изменяться и в

Глава 8. Тождество, нюанс и контраст 101

image149

пределах контрастной характери­стики. На рис.133 и 134 показаны четыре стадии такого взаимодейст­вия — от почти полного слияния со средой при минимальном разли­чии главного элемента и окруже­ния до практического отсутствия взаимодействия, разрушенного слишком сильным контрастом.

Контраст часто применяется в качестве своеобразного регулятора отношений между элементами фор­мы и определяет место каждого из них в общей иерархической систе­ме. Это происходит из-за того, что контрастно выделяющийся эле­мент в композиции привлекает внимание в той степени, в какой он контрастен по отношению к со­седним элементам. Эта закономер­ность позволяет обеспечить упоря­доченность и гармоничность (сораз­мерность, уравновешенность) фор­мы, состоящей из ряда элементов, связанных между собой некоторы­ми соотношениями (возможно, ню­

ансными или отношениями тожде­ства). Например, "бесконечный" метрический ряд вертикальных членений главного фасада здания Адмиралтейства в Санкт- Петербурге построенного зодчим А.Д.Захаровым, остановлен контр­астными элементами — портиками Автор постройки использовал раз личия элементов своей композиции в форме, положении в пространст ве, противопоставив вертикаль горизонталь по величине (рис. 135)

Положение контрастных эле­ментов в композиции не является произвольным, а определено необ­ходимостью выявления функцио­нально важных зон пространства, объемов или деталей, а также ком­позиционных кульминаций. В этом отношении интересен пример реше­ния композиции триумфальных арок, в которых контрастно проти­вопоставлены масса и пространство. Кульминационная точка компози­ции (или композиционный центр) размещается не на фронтоне или пилонах сооружения, а в простран­стве среднего проема на уровне ли­ца всадника, въезжающего в арку (рис. 136) [41].

Арсенал возможностей контр­астных противопоставлений прак­тически неисчерпаем. Некоторые примеры контрастов в объемно-про- странственной композиции приве­дены на рис. 137 — 139. Однако

позиции

Рис. 131. Взаимо­связь контраста и

ции проявляется

основную, направля­ющую роль в компо­зиции играет не

контрастирующая не только с други­ми элементами фор­мы, но и с окруже-

Рис. 132. Элемент композиции, конт­растный по форме в сравнении с осталь-

в данном случае иг­рает роль упорядо­чивающего начала в достаточно хао­тичном конгломера­те объемов и пло­скостей

Рис. 129. Взаимо­связь контрастна и

позиции выражена в

формы, переходяще­го в кульмина­цию — взрыв, силь­ный акцент. Этот прием применяют для решения обще-

Рис. 130. Взаимо­связь контраста и нюанса в одном объ­еме выражена в объ­единяющей роли контрастного по ве­личине и (форме эле-

рого размещены не-

чающиеся как по ве-

форме пространст­ва — второстепен-

96        Часть II. Средства архитектурной композиции

image151

Рис. 133. Эволюция взаимодействия формы с окружаю­щим пространст-

а — доминирующая форма в композиции почти равнозначна окружению; б — до­минирующая форма почти равнозначна второстепенным

зиции

Рис. 134. Эволюция взаимодействия формы с окружаю­щим пространст-

а — доминирующая форма — активный контрастный эле­мент целостной композиции: выявле­на композиционная взаимосвязь внутри композиции; б — доминирующая фор-

контрастна к окру­жению и потому композиционно поч-

Рис. 135. Главный фасад Адмиралтей­ства содержит не­контрастныа; про­тивопоставлений: вертикали и гори-

ции, их геометриче­ской формы, массив-

странственности портиков, а также колористического контраста желто­го с белым, подчерк­нутого светотенью

Рис. 136. Триум­фальная арка Кон­стантина построе­на на выраженном контрасте массы и пространства. Из-

триумфальных арок в древнем Риме,

рот, через которые армия, возвращаясь с войны, входила в город, было очище­ние от скверны вой-

победой. Арка симво­лизировала возвра­щение к мирной жизни и в первона­чальном виде пред­ставляла собой два простых столба, поддерживающих балку. Значительно позднее триумфаль­ные арки преврати-

ющихся военных по­бед и возводились в связи с определен­ными событиями

Глава 9. Симметрия 103

image153

дач, рассмотрим симметрию как объективное свойство объемно-про­странственных форм.

Понятие симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) восхо­дит к истокам человеческой циви­лизации, отражает фундаменталь­ное свойство материального мира и в настоящее время используется многими науками, изучающими законы построения и организации мертвой и живой природы. В самом широком смысле понятие "симмет­рия" сегодня тесно смыкается с по­нятием закономерности как тако­вой, так как характеризует сохра­нение, постоянство определенных свойств объекта или явления отно­сительно каких-либо изменений. Поскольку в архитектуре и объем­но-пространственной композиции мы сталкиваемся с пространствен­ными объектами, для рассмотрения видов симметрии целесообразно воспользоваться данными кристал­лографии — науки, располагающей наиболее развитым знанием о сим­метрии в трехмерном пространстве.

Симметрией мы будем называть закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом под равными подразуме­ваются как совместимо, так и зеркально равные части1.

всегда следует помнить о мере контрастности сравниваемых эле­ментов — слишком сильный контр­аст способен разрушить форму (рис. 140).

Контрольные вопросы

1.   Какова основная роль контраста, ню­анса и тождества как средств формирования целостной композиции в архитектуре?

2.   К каким ошибкам может привести недооценка знания особенностей использова­ния этих средств архитектурной компози-

3.   Может ли быть достигнута требуемая степень выразительности архитектурной фор­мы с помощью нюансных или тождествен­ных отношений между ее элементами?

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}