1

ЧАСТЬ II

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ГЛАВА 4. ТЕКТОНИКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ* СТРУКТУРЫ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

4.1.0 понятии "архитектур­ная тектоника". Так же, как и большинство терминов-категорий в архитектурной композиции, слово тектоника имеет достаточно широ­кое применение и вне архитектуры. Ряд словарей, в частности Толко­вый словарь русского языка под ре­дакцией Д.Н.Ушакова, указывает лишь на "геологическое происхож­дение" термина: тектоника — это строение земной коры и происходя­щие в ней процессы, а также на­звание специального раздела геоло­гии, изучающего вопросы тектони­ки. В принципе это определение применимо и к архитектуре, хотя, конечно, в этом случае оно приоб­ретает свою специфику.

Понятие тектоники в архитек­туре обладает определенной слож­ностью, связанной со сложностью самой архитектуры как среды оби­тания и деятельности общества, как своеобразного искусства, а так­же (и это будет для нас главным) с тем, что это понятие возникло как результат совместной деятельности архитектора и инженера (конструк­тора, строителя). На стыке двух профессий, которые когда-то были одной профессией или деятельно­стью, возникло, конечно, не только понятие, но и то, что один из со­ветских исследователей архитектур­ной тектоники назвал "взаимо­связью художественного и техноло­гического способов мышления и де­ятельности в материале" [10, с. 13]. Эта сложность порождает и вероят­ность появления различных опреде­лений архитектурной тектоники,

имеющих, значительный смысло­вой диапазон: от почти однознач­ной взаимосвязи формы и конст­рукции здания до понимания архи­тектоники как "закономерности по­строения пространства", которое было в 30-х годах предложено А.А.Весниным.

Все эти определения в каких-то отношениях справедливы. Все за­висит от того, какой из аспектов сложных взаимодействий формы и конструкции интересовал автора1. Поскольку понятие тектоники ин­тересует нас в его взаимосвязи с ар­хитектурной композицией, а сама тектоника рассматривается как средство композиции, мы можем присоединиться к мнению извест­ного советского архитектора А.К.Бурова о тектонике как ре­зультате "пластически разработан­ной, художественно осмысленной конструкции" [8, с.ЗЗ].

Поскольку процесс развития ху­дожественного осмысления действи­тельности, частью которой является и архитектура, приобретал опреде­ленные формы во времени, что от­носится также и к конструктивным

1 Выделяют, например, три обобщенных варианта представления о тектонике как ху­дожественном освоении конструкции: "Кон­структивная тектоника — непосредственная демонстрация конструктивной структуры; художественная тектоника — пластическая форма отражает принципиальные особенно­сти работы конструкции; ложная тектоника или атектояика — декоративные формы ис­кажают представления о несущих способно­стях и напряжениях конструктивных эле­ментов" [36, с.47 — 48].

38

Часть II. Средства архитектурной композиции

системам, понимание тектоники и воплощение этого понимания в профессиональной деятельности ар­хитектора также изменялись. Кате­гория тектоники исторична по своей сути.

4.2. Ранние архитектурно-текто­нические системы. Самой древней1 конструктивной системой, действу­ющей в наши дни, является стоеч- но-балочная система. Она возникла еще в эпоху неолита, когда люди, жившие ранее в пещерах и ямах, научились покрывать свои землян­ки естественными материалами — листьями и глиной, возводя каркас из стоек, для которых использова­лись стволы деревьев и другие ма­териалы, имевшиеся в наличии, и "балок", роль которых играли вет­ки деревьев. Чаще всего это были довольно прочные сооружения, но можно ли сказать, что они были тектоническими? В определенном смысле (приближенном к геологи­ческому пониманию тектоники) — да, но в архитектурно-композици­онном — нет, потому что эти соору­жения не были еще архитектурой как результатом художественного осмысления действительности, хо­тя, конечно, они были средой оби­тания и деятельности (рис.30). В числе наиболее древних тектониче­ских систем, кроме стоечно-балоч- ной, оказывается и стеновая: древ­нейший комплекс сооружений в Иерихоне включает в эстетически обработанную (выглаженную) сте­ну, и четкую пространственную структуру, и образ монументальной крепости, царящей в пустынном ландшафте долины р. Иордан [14]. Примерно в это же время возник купол: каркасно-сводчатая система. Наиболее же древним, первичным

Известной тектонической (вернее "пра- тектонической") выразительностью обладали мегалитические сооружения. В частности, та­инственный Стоухендж производит, по сло­вам очевидцев, очень сильное впечатление, которое может быть выражено словами "ди­кая первобытная сила".

конструктивным элементом иссле­дователи считают балку; столбы по­явились позже- в результате необхо­димости удлинения пролета при пе­рекрытии пространств, которые требовали укрупнения, поскольку усложнение родовых отношений привело к увеличению семьи. К этому же периоду относится и рож­дение плана дома — первичная форма организации внутреннего пространства. Стены делали из камней, дерева, в южных степных районах стены были глинобитны­ми1. Глинобитные, кирпично-сыр- цовые стены очень длительное вре­мя были самыми распространенны­ми конструкциями. В древнейших государствах Передней Азии (Асси­рии и Вавилоне) стены возводили из глины и земли, естественный камень использовали преимущест­венно для облицовки. Перекрытия были плоскими балочными, иногда применялся свод [6]. Пластическая обработка стены не выявляла рабо­ты конструкции, а служила для размещения декоративно-символи­ческих фигур и орнаментов, распо­лагающихся преимущественно в зо­не непосредственного обозрения — на уровне глаз. Стена-ковер инфор­мировала не только о событиях, имевших место в действительности (батальные, бытовые и охотничьи сцены), но и раскрывала образные стороны религиозно-мистических представлений людей того време­ни [36].

Прекрасным примером разра­ботки стеновой конструкции слу­жит русский традиционный рубле­ный дом (рис. 31, 32).

Что касается стоечно-балочной системы, то она, сохраняя свою конструктивную суть и логику, претерпевала пластические эволю-

Со словом "глина" (древние "зьд", "зъд") связано происхождение слова "зод­чий". "Здание" — глиняная постройка, "зда- тель", "зодчий"/— ее строитель, мастер гли­нобитного дела" [37].

 image037

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм 39

Рис. 30. На этих примерах можно на блюдать постепен­ную эволюцию сто- ечно-балочной систе­мы (по В.Ю. Цирку- нову)

40  Часть II. Средства архитектурной композиции

 image039

ции в течение веков, что определя­лось не только изменением техно­логии изготовления частей зданий и сооружений. Наиболее важным моментом здесь является факт со­знательного стремления строителей использовать специфические средст­ва (т.е. средства композиции) для того, чтобы во взаимодействии этих средств с особенностями материала получить художественно-идеологи­ческий эффект. Так, в древнем Египте храмовая архитектура со­здавалась специально для поддер­жания культа божества, олицетво­рявшегося фараоном, и именно поэ­тому основным композиционным средством был масштаб (немасш­табность здания человеку, сверхче­ловеческий масштаб) (рис.33). Ху­дожественно-тектоническая выра­зительность храмового пространст­ва достигалась не только четким членением структуры здания, раз­делением ее элементов на несущие и несомые, но и пропорциями ог­ромных столбов-колонн и их пла­стической обработкой. Принцип символической декоративности, применявшийся зодчими Египта в решении пластики колонн (релье­фы, форма капителей) использовал­ся и при обработке стен (рис.34). Значительную роль в общем на­строе пространства египетского хра­

ма играл также ритм колонн, при­чем в результате пристроек, совер­шавшихся в разные периоды и при разных фараонах, ритм колонн из­менялся, а колонны имели различ­ные пропорции. В этом случае тек­тоническая выразительность объем­ных форм была поддержана други­ми средствами композиции, что и привело к высокому уровню худо­жественной выразительности про­странства в целом.

Следует отметить, что древняя идея о человеке-боге, гиганте, под­держивающем огромную тяжесть например, небосвод в греческом ми фе об Атланте, получила матери альное воплощение уже в культу pax Древнего Востока. Перекрытие входа в святилище дворцового ком­плекса в Тель-Халафе (культура Митанни, Двуречье второго тысяче­летия до нашей эры) поддерживают скульптуры богов, стоящие на свя­щенных животных [11] (рис.35). Видимо, мысли об антропоморфно-

Рис. 31. Древняя конструкция эле­ментов кровли руб­леной избы облада­ет уже всеми при-

Ю.С. Ушакову)

Рис. 32. Основные элементы планиров­ки русского рублено­го дома (по В.Ю. Циркунову)

Рис. 33. Тяжелая и монументальная ко­лоннада храма в Луксоре

Рис. 34. Рельеф хра­ма в Абидосе и различная пла­тов ка одного и то­го же конструктив-

 image041

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм 41

42  Часть II. Средства архитектурной композиции

 image041

сти (человековидности, человекопо- добии) ордера зародились задолго до развития их древнегреческой философией и зодчеством. По сути дела, стоечно-балочная тектониче­ская система как средство художе­ственной выразительности прошла в древнем Египте практически все основные стадии развития. Мы имеем примеры простых столбов в сочетании с балками (интерьер зау­покойного храма фараона Хафра или Хефрена), множество примеров колонн, получивших членения по вертикальной оси, — базу, ствол и капители — переходные звенья между несущими и несомыми эле­ментами системы. В Древнем Егип­те появились и каннелюры на ство­ле колонны в виде граней и даже трехчастный антаблемент (храм ца­рицы Хатшепсут в Деир аль Бахри) (рис.36).

4.3.Стоечно-балочная тектониче­ская система. Ордер как развитая

конструктивно-эстетическая систе­ма в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение появился в Древней Греции. Особая упорядо­ченность частей постройки, сооб­щавшая сооружению гармонич­ность, уравновешенность, устойчи­вость и имевшая определенную сис­тему значений, была закономер­ным результатом, следствием и час­тью системы взглядов, философии, обычаев и всей жизни древней Эл­лады. Витрувий1, благодаря стара­ниям которого мы сегодня знаем многое о древнегреческой архитек­туре, проводил прямую параллель между строением колонны и чело­веческим телом, подчеркивая, с од­ной стороны, единство зодчества и скульптуры того времени, а с дру­гой — антропоморфность греческого ордера отраженную, как уже говори­лось ранее, в названиях его частей. Прекрасная соразмерная человече­ская фигура, воплощенная в кано­не Поликлета (известная скульпту­ра "Дорифор" — копьеносец), была образцом гармоничной пропорцио­нальности и заключала в себе то значение, которое придавалось со­отношению целого и его частей.

Существует достаточно распро­страненное мнение об "абсолютной правдивости" древнегреческого ор­дера, основанное на его происхож­дении; есть доказательства того, что конструктивным прообразом ордера были деревянные конструк­

* Витрувий Марк Полл ион (1 в.. н.э.) — римский инженер, автор трактата "Десять книг об архитектуре" — единственного учебника древней архитектуры, который известен. Трактат Витрувия был обнаружен и начал изучаться в начале XY в. Интересное исследование работы Витрувия провел советский ученый Б.П.Михайлов (см. его книг*у "Витрувий и Эллада").

Рис. 35. Статуи портала из Тель- Халафа

Рис. 36. Колонны храма царицы Хат- шепсут в Деир-эль-

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм 43

image045

ции, формы которых почти повто­ряет ордер. Однако трактат Витру- вия, а также рисунки на древних вазах, дошедшие до наших дней, убеждают в том, что на самом деле все обстояло гораздо сложнее: "ан­тичные зодчие, рассматривая фор­мы дорического ордера как пласти­ческую декорацию, воспроизводили ее как того требовала логика строи­тельства в камне" [ 32, с.212]. Идея конструкции отдалилась от нее и начала самостоятельное существо­вание. И тем не менее греческий ордер тектоничен. Осмысленные конструктивные закономерности превратились в средство компози­ции (рис. 37, 38). Вспомним мощ­ный дорический ордер Парфенона на Афинском Акрополе, изящный ионический ордер Эрехтейона, бо­лее строгий и величественный ор­дер храма Нике Аптерос.

"Римляне, переняв у них (древ­них греков) все искусства, изобрели конструктивное чудо — разбили глыбы и из мелких камней-клинь­

ев смело перекрыли гораздо боль­шее пространство. Изобретение сво­да породило совершенно новую ар­хитектурную форму — прямая, чи­стая выхоленная линия греков пе­регнута Римом в плавную дугу" [34, с. 113]. Это эмоциональное вы­сказывание принадлежит одному из интереснейших мастеров совет­ской архитектуры К.С.Мельникову, который отметил здесь момент пре­вращения стоечно-балочной систе­мы в стоечно-сводчатую. Перечень древнегреческих ордеров пополнил­ся еще двумя — к ионическому, до­рическому и коринфскому ордерам прибавились тосканский и компо­зитный. В Древнем Риме наиболее распространенным был коринфский ордер. Появился новый материал (бетон) и сразу же стали развивать­ся новые конструктивно-тектониче- ские формы, примером которых мо­жет служить Пантеон с его купо­лом. Однако новые формы возника­ли в результате и других, весьма серьезных причин. Древний Рим,

44  Часть II. Средства архитектурной композиции

image047

как известно, представлял собой громадное скопище разноплемен­ных людей (и рабов, и свободных граждан), здесь уживались самые разные религиозные культуры, кроме того, формировались новые сферы деятельности, и именно поэ­тому для римской архитектуры ха­рактерна множественность функ­ций, а следовательно, и типов зда­ний, что повлекло за собой значи­тельное разнообразие тектониче­ских систем и средств выразитель­ности. Так, например, известный Колизей — амфитеатр Флавиев — громадное сооружение для зрелищ; в том числе и гладиаторских боев, представляет собой, с одной сторо­

ны, выдающееся достижение инже­нерной мысли, но с другой — явля­ется типичным для архитектуры Древнего Рима образцом примене­ния ордера не как выражения рабо­ты опоры и балки, а как откровен­ной декорации. Тектоника стены (в первом ярусе применен тоскан­ский ордер, во втором — иониче­ский, в третьем — коринфский) выражена через изменение зримой тяжести ордера, не играющего ни­какой конструктивной роли. Ана­логичными примерами могут слу­жить также характерные для Древ­него Рима сооружения — триум­фальные арки, где ордер полностью перешел в скульптурную пластику

Рис. 37. Сравнение ордеров Парфенона и Эрехтейона пока­зывает художест-

и той же конструк-

ской системы. Ряд сравнения можно продолжить

Рис. 38. Рисунки, объясняющие одну из версий происхож­дения ионической

показывающие три стадии творческого

тектурной формы: освоение природного прототипа, созда­

ние утилитарной конструкции и пре­образование ее в ху­дожественно-тек­тоническую форму (по В.Ю. Циркуно- ву)

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм 39

image049

стены и воспринимается наряду с другими деталями как декор, об­рамление главного в триумфальной арке пространства - проезда, в кото­ром появляется группа всадников с триумфатором во главе.

В эпоху Древнего Рима были со­зданы великолепные образцы бе­зупречных в тектоническом отно­шении сооружений — мосты (акве­дуки и виадуки), в которых един­ство материала (камня), формы, конструкции и окружения достиг­нуто в полной мере. Тектонические эволюции стоечно-балочной систе­мы в древнеримские времена были весьма разнообразны и включали большой диапазон форм — От изы­сканно-тектонических атриумных жилых домов до сугубо декоратив­ных изображений ордера на стене (рис. 39 и 40).

В период романской архитекту­ры в Европе самым распространен­ным строительным материалом был

камень, так же, как и в Древней Греции. Между тем, если мы срав­ним памятники архитектуры обеих эпох, разница будет не только оче­видной, но и разительной. Пример­но в течение целого тысячелетия в Европе христианская религия была господствующей формой идеологии, и если в мировоззрении древних греков человек был близок к богам, а боги и герои — к человеку, то ос­новной особенностью христианской религии было равенство людей, но не между собой, а перед богом. Идеи праведничества, отрешенно­сти от земного, замена культа и об­рядов молитвами и проповедью [40] наряду с феодальным могуществом монастырей породила специфиче­ские формы их выражения. Средне­вековая архитектура была ярким воплощением общей культуры, ре­зультатом и отражением труда множества ремесленников, труда, находившегося на стадии расцвета

46  Часть II. Средства архитектурной композиции

image051

и бывшего естественным и органич­ным для большинства людей.

В постройках романской архи­тектуры доминировала масса, а по­скольку каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролетов, необходимых для заль­ных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сво­дов, распор которых в системе зда­ния погашался с помощью контр­форсов. Позже, уже во времена го­тики произошло дальнейшее пре­вращение, вернее перерождение стоечно-балочной системы в слож­ные и разнообразные формы карка­са, который готические мастера применяли для облегчения веса здания (рис. 41). Вертикальные не­сущие конструкции представляли собой пучки тянутых элементов весьма сложного сечения, основные конструктивные       элементы —

"оконные простенки минимального сечения, — внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сече­ния — пилоны, нервюры (гурты) сводов, аркбутаны и контрфорсы. Конструкция здания приобретает

скелетный, каркасный характер [6, с.69].

Вертикальная устремленность готических соборов, тщательность проработки деталей, огромная на­сыщенность декоративными эле­ментами и богатство их смысловых значений во взаимосвязи с текто­нической ясностью формы сохраня­ют силу эмоционально-эстетическо­го воздействия и сегодня, в наши дни, что нашло отражение в целом ряде упоминаний о впечатлениях, производимых готическими здани­ями, в художественной и специаль­ной литературе.

Рис. 39. Амфитеатр Флавиев в Риме — Колизей. Тектоника стены "нарисована" на ней с помощью скульптурного изо­бражения ордера

Рис. 40. Архитек­турная пластика триумфальных арок лишь изображала

ской формы. Арка Тита

Рис. 41. Разрез го-

(собора Нотр Дам де Пари) демонст­рирует перерожде­ние стойки и балки в целостный каркас

image053

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм 41

48

Часть II. Средства архитектурной композиции

image055

Возвращение к идеям антично­сти в европейской культуре Воз­рождения, естественно, привело к широкому использованию ордерной системы, но уже на качественно ином уровне. Характерное для лю­дей Ренессанса стремление к уточ­нению, пересчету, перепроверке всего сущего, а также к ясности, четкости, идеальным формам пблу- чило воплощение в создании целого ряда канонических (усредненных, идеализированных) ордерных сис­тем. Следуя правилам трактата Витрувия, в структуре ордера ста­рались найти секреты закономерно­стей мастерства, рецепты "вечной красоты". Известны системы вели­ких итальянцев Джакомо Бароцци да Виньолы, Андреа Палладио, Ле­она Баттисты Альберти и др. А что же происходило с тектоникой? Зод­чие Возрождения, реализуя на практике собственные воззрения (что, кстати, отнюдь не всегда оз­начало применение изобретенных ими канонов), выработали образно- метафорический подход к ордерной системе, получивший полное разви­тие в период барокко.

Согласно определению текто- ничности, пластика барокко может быть отнесена к атектоничной: пла­стическая "одежда" зданий сущест­вует почти независимо от конст­руктивной основы как накладная декорация. Поскольку изобрази­тельно-художественное начало в ар­хитектуре барокко приобрело само­стоятельное значение, самыми рас­

Рис. 42. Фарнсворт- хаус. Архит. Мис ван дер Роз. Про­зрачные стены объе­диняют внутреннее и наружное про­странства

Рис. 43. Панельный дом. Видна разрезка

Рис. 44. Культур­ный центр в Нити-

К. Танге. Отчетли­во видны следы опа­лубки

Рис. 45. Пневмати­ческие сооружения недолговечны, одна­ко обладают удиви­тельными свойства­ми и возможно-

а — выставочный павильон. Архит. Ланди; б — пере­крытие небольшого общественного зда­ния (закусочной) с помощью воздухо- опорной конструк­ции. Архит. Ланди; в — проект возду- хоопорного перекры-

ложенного в долине (по В.В. Ермолову)

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм

49image057

 

пространенными понятиями по от­ношению к барокко являются та­кие, как "театральность", "иллюзи- онность", "пышность", "сложно­сть", хотя планы многих зданий эпохи барокко были достаточно просты по форме и рациональны по функциональной организации.

Обращение к ордеру как к тек­тонической системе, используемой в качестве художественно-пластиче- ского языка в архитектуре, было характерно и приобрело особую

значимость и смысл в период клас­сицизма, когда после свободных скульптурных интерпретаций ба­рокко снова воцарился порядок, возникла строгость в принципах организации архитектурной формы и античность снова привлекла к се­бе пристальное внимание зодчих. Роль ордера; однако, уже была иной: во-первых, он продолжал ос­таваться в основном накладной де­корацией на фасадах зданий, во- вторых, выражал совсем другие

 

 

 

 

50  Часть II. Средства архитектурной композиции

image059

идеи. Ордерные композиции стали выражением не равенства свобод­ных граждан, как это было во вре­мена античности, но жесткой коро- левовой власти, порядка, абсолю­тизма.

Универсальность ордерной сис­темы как средство художественной выразительности служит человеку с момента возникновения ордера и по сей день, и "только коренные изменения строительного производ­ства, переход от ручного труда к индустриальному лишил ордер его значения как тектонического и ху­дожественного символа" [36, с. 104].

4.4. Новые материалы и конст­руктивные приемы. Их тектониче­ская выразительность. Благодаря практически неограниченным воз­

можностям технологии изготовле­ния строительных конструкций из множества материалов понятие тек­тоники значительно расширилось, что видно на примере использова­ния такого привычного материала, как дерево. Новые методы обработ­ки древесины позволяют получить новый художественный эффект и по-новому прочесть тектонику дере­ва. Это относится, в первую оче­редь, к клееным конструкциям из дерева, обладающим совершенно необычными для природного дерева свойствами, позволяющими пере­крывать значительные пролеты.

Рис. 46. Влияние из-

ского принципа ор-

стику стены и мас­сивность формы. Вариант с горизон­тальными проема-

Рис. 47. Влияние из-

ского принципа ор­ганизации на пла­стику стены и мас­сивность формы. Вариант с верти­кальными проемами

Глава 4. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм

51

image061

Возможности современной тех­ники привели к появлению соору­жений, в которых нарушены века­ми установившиеся представления о тектонике.

Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространст­вом и опору для перекрытий, пре­вратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соеди­няющее оба пространства. Тектони­ческий смысл стены как преграды

и несущей опоры изменился (рис.42).

Художественное осмысление но­вых конструктивных приемов про­цесс сложный. Это можно видеть на примере индустриального домостро­ения.

Разделение элементов на несу­щие и ограждающие вызвало две полярные тектонические интерпре­тации. В одном случае — имитация якобы массивной несущей стены, в другом — зрительно дематериали­зованная мембрана.

Технология изготовления дета­лей стали одним из существенных факторов формообразования па­нельных домов. Независимо от ха­рактера общего решения зритель легко угадывает конфигурацию па­нелей, видит горизонтальные и вер­тикальные швы, как бы прочиты­вает технологию формообразования (рис. 43).

Эстетические свойства монолит­ного бетона широко использовали в своих сооружениях современные ар­хитекторы Jle Корбюзье и Кендзо Танге (рис. 44). Следы дощатой опалубки передают способ возведе­ния и создают богатую игру свето­тени.

Наши эстетические представле­ния, в том числе и понимание тек­

52

Часть II. Средства архитектурной композиции

тоники, воспитываются виденным, и поэтому так трудно воспринима­ют зрители новые тектонические системы. Так, тектоника пневмати­ческих строительных конструкций и особенно воздухоопорных, вообще не укладывается в привычные представления о несущем и несо­мом, т.е. с основополагающими принципами работы конструкций (рис. 45).

Не останавливаясь подробно на современных конструктивно-текто­нических системах, новых материа­лах и громадном спектре техниче­ских возможностей, отметим лишь, что понимание сути тектонических особенностей и возможностей про­ектируемого объекта (от небольшо­го теневого навеса на площадке для игр или отдыха) является неотъем­лемой частью профессионального мышления архитектора. Непра­вильное понимание проблем текто­ники как композиционного средст­

ва может привести и к искаженно­му представлению о масштабности архитектурного сооружения, вели­чине и соотношениях его частей. Кроме того, удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конст­рукций в значительной мере опре­деляет облик здания, его пластиче­ский образ, массивность или изя­щество формы (рис. 46, 47).

Контрольные вопросы

1.   Что такое архитектурная тектоника?

2.   Зависит ли тектоническая вырази­тельность сооружения от материала и конст­рукций?

3.   Что вы можете сказать об ордере как средстве выражения тектоничности соо­ружения?

4.   Существует ли зависимость между тектонической характеристикой здания и его художественной образностью?

5.   Какие современные тектонические си­стемы вы знаете?

 

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}