ГЛАВА 5. РИТМ

ГЛАВА 5. РИТМ

5.1. Общее понятие о рит­ме. Ритм в природе и искусстве. Среди композиционных закономер­ностей, на основе которых приво­дятся к гармоническому единству различные формы, выделяют осо­бую группу средств, объединяемую понятием ритм.

Ритм это закономерное чередо­вание элементов во времени и про­странстве. Ритм наиболее универ­сальный закон построения художе­ственной формы, проявляющийся не только в архитектуре, но и во всех видах и жайрах искусств.

Художественный эффект архи­тектурной композиции, достигае­мый привлечением ритма, заклю­чается в организующей силе и вы­разительности закономерного по­втора как самих объемов и элемен­тов архитектурного сооружения, так и интервалов между ними, а

также в закономерности качествен­ного их изменения, развития.

Частный вариант ритма, ис­пользующий только закономер­ность повтора, носит название метра.

Заметим, что достаточно широ­кое значение слова "чередование" как некоей последовательности, сменяемости содержит и представ­ление как о простой повторяемости единиц (метр), так и о закономер­ном изменении (сохранении поряд­ка изменения) характеристик фор­мы. В первом случае ритм совпада­ет с метром, но во втором по содер­жанию он значительно шире его.

В основе ощущения ритма ле­жит ожидание определенного собы­тия или образа на базе предшеству­ющего представления; достаточно последовательного повторения трех- четырех событий, чтобы сознание

Глава 5. Ритм. 53

image063

человека настроилось в самой об­щей форме на допущение возмож­ной периодичности.

Каждый без труда назовет бес­численное множество проявлений ритма в природе. Смена дня и но­чи, чередование времен года, го­дичные циклы, периоды приливов и отливов, физиологические ритмы человека и животных (рис. 48): ды­хание, покой, сон, элементы дви­жения, циклы развития от зарож­дения до смерти и т.д.

Без постижения ритмических закономерностей в природе невоз­можно было бы совершенствование и развитие самого человека, ибо во

всех проявлениях индивидуального и коллективного поведения так или иначе можно обнаружить отчетли­вые свидетельства этого познания: например, работа топором, ножом или любым другим предметом, дей­ствия гребцов в лодке (рис. 49), косцов в поле, перемещение тяже­лого груза по команде и т.п. В жи­вой работе ритм — это производи­тельная сила. В строительстве — экономия средств, материалов. Че­редование опор, проемов, рядов кладки в сооружении, последова­тельное убывание веса по высоте и многое другое — это полезный опыт, который был накоплен чело­вечеством и составил его культур­ный потенцшл.

Действительность является пи­тательной ср дой искусства. Поэто­му ритмы .рироды, ритмы обще­

Рис. 48. Ритм сер­дечной деятельно-

Рис. 49. В.И. Сури­ков. Степан Ра­зин. Ритм работы гребцов

54  Часть II. Средства архитектурной композиции

image065

ственного поведения и труда чело­века не могли не найти воплоще­ния во всех сферах эстетической де­ятельности и искусства. Ритм обла­дает высокой силой эмоционального

воздействия. Без ритма невозможно представить себе структуру музы­кальной формы, танца, поэзии, те­атра, оформления предметов быта. Все виды орнаментов и декоратив­

Рис. 50. Ритм в танце

Рис. 51. В. Вазаре­ли. Ритмические

структуры в по­строении картины

Рис. 52. Египет. Пи­рамиды

Глава 5. Ритм. 55

ных украшений строятся на зако­номерности повтора или чередова­ния (рис. 50, 51, 52).

В архитектуре ритм может отве­чать характеру функциональных процессов, получающих отражение в планах или фасадах сооружений, например, в направлении движе­ния людей или в следовании техно­логических линий на производстве и т.п. (рис. 53). Метрическая по- вторность пластических элементов на фасадах многоэтажного жилого дома логически вытекает из много­кратности повтора жилых ячеек (квартир) (рис. 54). Возникновение ритмической структуры часто опре­деляется выражением естественной целесообразности строительных конструкций. Например, рацио­нальное распределение статических усилий диктует равномерное чере­дование опор и одинаковых интер­валов между ними (рис. 55).

Условия современной техноло­гии строительства, стандартность и типизация элементов сооружений (окон, дверей, стеновых блоков, технических узлов и оборудования) диктуют необходимость привлече­ния принципа метричности, по- вторности, что определяет формиро­вание всей материальной структу­ры сооружения.

И, наконец, ритмичность более высокого порядка проявляется в стремлении к красивой и вырази­тельной форме, стройности, органи­зованности, стилистическому един­ству и целостности не только внеш­ней, но и внутренней структуры со­оружения.

5.2. Виды ритмических и метри­ческих рядов и их сочетаний. Рассмотрение ритма в архитектуре начнем с анализа фронтальной композиции. Психологической нау­кой экспериментально доказано, что наибольшую информацию при зрительном восприятии несет кон? тур или силуэт рассматриваемого объекта. Поэтому, естественно, вы­делить прежде всего виды ритма (метра), проявляющиеся в линей­

ных очертаниях одной формы или группы форм.

Представим, что одинаковая форма повторяется несколько раз к ряду через равные промежутки. Схематично эту закономерность простейшей повторности можно вы­разить в такой транскрипции, как на рис.56. Перед нами простой рит­мический ряд: повторяется одна и та же условная форма (объем) — А, повторяется равный интервал — Б. Например, размещение одинако­вых зданий вдоль улицы с равны­ми пространственными промежут­ками, как это сделано в архитек­турной композиции Ново-Арбатского проспекта в Москве или центра Веллингбю, в полной мере отвечает этой закономерности, а также удов­летворяет условиям простейшего метра (рис.57).

Эта элементарная схема может получать многообразное усложне­ние как по линии организации са­мой формы, так и в характеристи­ке интервала.

Метр качественно обогащается, если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых ин­тервалов: а, Ь, с. В этом случае об­наруживается один крупный пери­од м, который составляет метриче­скую основу повторности.

Такие ряды часто называют сложными, поскольку их можно рассматривать как результат нало­жения простых метрических рядов с одинаковыми интервалами (рис.58, 59).

Иной характер усложнения ин­тервала проявляется в том случае, когда он количественно меняется в определенном отношении. В приве­денной схеме интервал между фор­мами последовательно увеличивает­ся вдвое. Такого рода закономер­ность нельзя назвать метрической и ее определяют уже как ритмиче­скую (рис.60).

Определенные изменения вели­чинных зависимостей ритмических рядов в интервалах, а также в по­строениях самих форм выражаются

image067

50        Часть II. Средства архитектурной композиции

Глава 5. Ритм. 57

закономерностями прогрессии1. Различают следующие их виды: геометрическая, арифметическая, гармоническая.

Из школьного курса математи­ки известно, что геометрическая прогрессия — это ряд последова­тельных чисел, где каждое последу­ющее число в "Н" раз больше пред­ыдущего. Следовательно, между членами ряда сохраняется постоян­ное отношение, выражаемое любым числом. При Н = 1 интервал повто­ряется. В этом случае мы имеем простой метрический ряд.

При арифметической прогрессии равное изменив характеризуется не отношением величин, а разностью. Например, таким закономерностям отвечают следующие ряды:

1_2— 3— 4— 5— 6— 7

И T'i4 — 7 — 10 — 13 — 16 и т.д.

Легко заметить, что величины изменения членов ряда по мере увеличения носят менее контраст­ный характер, чем в геометриче­ской прогрессии.

В практике искусства, в том числе и зодчестве, с давних лет весьма широко использовался еще один ряд, где последовательность членов строится на величинах об­ратных ряду арифметической про­грессии:

1/2, 1/33, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7 И Т*1/4, 1/7, 1/10, 1/13, 1/16 и т.д.

Такую прогрессию называют гармонической. В отличие от ариф­метической прогрессии характер возрастания здесь выглядит более контрастным.

На этих указанных величин­ных зависимостях между членами ряда, в основе которых лежат рав­ные изменения, может быть развер­нуто многообразие ритмических по­строений (рис.61). История архи­тектуры дает их конкретные при­меры. Некоторые из них потребу­ются нам для композиционного анализа.

5.3. Метр и ритм в построении фронтальной композиции. Отмечен­ные основные закономерности рит­ма могут быть перенесены на орга­низацию самой материальной фор­мы. Для простоты анализ начнем с построения фронтальной поверхно­сти как части объемной формы, в которой отсутствуют пространствен­ные интервалы. Элементами ритма в данном случае становятся члене­ния, выражающие особенности пла­стики, т.е. геометрический вид формы, положение ее в пространст­ве, пропорции, фактуру, цвет.

Так, фасад известного сооруже­ния петровского времени здания Двенадцати коллегий представляет вытянутый вдоль набережной Невы прямоугольник, разделенный на одинаковые секции. Выразитель­ность композиции достигнута за счет метрической повторности одно­

image069

*См. также о прогрессиях в гл. 6 "Про-

Рис. 53. Музей Гу- генхейма. Архит. Ф.Л. Райт. Ритм объема предопреде­лен функциональной схемой движения людей

Рис. 54. Повторяю­щиеся ячейки квар­тир получают от­

ражение в пластике и силуэте жилого

Рис. 55. О. Нимейер. Гостиница. В рит­ме архитектурной формы здания отра­жена его конструк­тивная структура

58  Часть II. Средства архитектурной композиции

типных фрагментов в горизонталь­ном ряду (рис. 62).

Фриз дорического ордера харак­теризует метричность в решении пластики формы. Например, в триглифах можно наблюдать по- вторность в расположении лопаток, которые развернуты в трех разных поворотах по отношению к зрите­лю, что сказывается также в богат­стве светотеневых отношений (рис. 63).

Композиции с колоннадами де­монстрируют примеры с активным включением пространственных ин­тервалов (рис. 64).

Анализ реальных памятников архитектуры дает нам картину, как правило, параллельного развер­тывания не одного, а многих мет­рических рядов в горизонтальном направлении или их наложения (рис. 65).

Ритмическую закономерность в построении фронтальной поверхно­сти более всего можно обнаружить в ярусных вертикальных компози­циях, где отчетливо проявляется тектоническая выразительность, ос­

нованная на наглядном показе вза­имодействия сил тяжести и ответ­ных реакций. Ритм здесь служит в качестве активного композицион­ного средства выражения тектони­ки формы, раскрывая динамику убывания ее массы с ростом высоты и, напротив, нарастания массивно­сти книзу (рис. 66).

Проиллюстрируем на схемах возможные варианты ритмического строя формы, проявляющегося в изменении отдельных свойств (рис. 67).

Как было показано в гл.4, тек­тонические представления эволюци­онировали с развитием науки и техники, практикой возведения со­оружений. А общая тенденция из­менения веса конструкций и более эффективного использования мате­риалов, выражающаяся в ослабле­нии массивности объема и приобре­тения качеств легкости и простран-

image071

Глава 5. Ритм. 59

image073

Рис. 56. Схема про­стейшей повторно- сти. Одинаковая форма, равный ин­тервал

Рис. 57. Веллингбю. Швеция. Простей­ший метрический ряд в расстановке жилых домов-башен

Рис. 58. Схема мет­рической повторно- сти. Одинаковые формы, разные ин­тервалы а, Ь, с. Пе­риод М

Рис. 59. Проект здания Нарком-

тяжпрома. Архи­текторы А и В. Веснины. Слож­ный метрический

Рис. 60. Схема раз­вития ритма. Ин­тервал возрастает в геометрической последовательности

Рис. 61. Схема трехъярусной ко­лоннады. Верти­кальные соотноше­ния подчинены гео­метрической, ариф­метической и гармо­нической прогресси­ям (по В.Ф. Крин- скому )

60

Часть II. Средства архитектурной композиции

image075

ственности, неизменно находила прямое отражение в многообразных формах ритма. И в ордерной архи­тектуре античной Греции (см.рис. 64), Рима (см.рис. 65), Ре­нессанса (см.рис. 66), классики и в других тектонических структу­рах — романской архитектуры, го­тики, деревянного народного зодче­ства — ритм неизменно брал на се­

бя художественную нагрузку пла­стического выражения основного конструктивного принципа "покоя­щейся тяжести".

5.4. Направление развития рит­ма. Направленность ритмического (метрического) ряда — одна из важнейших композиционных ха­рактеристик архитектурной формы. Как мы видели выше, во фронталь-

Глава 5. Ритм. 61

ных композициях наиболее широко используются горизонтальные и вертикальные         направления

(рис. 68, 69). Однако они не исчер­пывают всех возможностей. При решении определенной художест­венной задачи вполне допустимы наклонные (диагональные) направ­ления и более сложные, например, по параболической кривой. Такие Композиции отличаются особым ди­намизмом и остротой.

Так, архитектор Иофан в па­вильоне СССР на Всемирной вы­ставке в Париже в построении ар­хитектурной композиции для до­стижения нужного образа стреми­тельно развивающегося молодого советского государства активно ис­пользовал ритм форм, динамично нарастающих по плавной кривой к центральной скульптурной груп­пе — "Рабочий и колхозница" (рис. 70, 71).

В учебных студенческих компо­зициях проводились лабораторные поиски построения фронтальных композиций с использованием тра­екторий ритмов, отличных от гори­зонтального и вертикального на­правлений. Некоторые из них приводятся здесь в качестве приме­ра (рис. 72, 73, 74).

Рассматривая композиционные возможности ритма, следует обра­тить внимание на такую характе­ристику ритмического ряда как протяженность. Минимальное чис-

image077

Рис. 62. Здание две­надцати коллегий. Санкт-Петербург. Метрический пов­тор одинаковых фрагментов

Рис. 63. Фриз дори­ческого ордера. Раз­мещение триглифов и разворот в них лопаток подчинены метрическому по-

Рис. 64. Парфенон. Колоннада. Архи­текторы Иктин и Калликрат

Рис. 65. Гардский

Рис. 66. Палаццо Риккарди. Архит. Б. Микелоццо. Вер-

построении компо­зиции фасада

62  Часть II. Средства архитектурной композиции

image079

ло элементов, при котором воспри­нимающий человек уже улавливает закономерность   расположения

элементов в ряду, — три. Наиболее устойчивое представление о нали­чии ритма образуют 7 ± 2 эле­мента.

Наличие повторности в располо­жении элементов формы еще не оз­начает признака художественности. Это всего лишь внешнее качество формы, не более. Больше того, чрезмерная повторность может при восприятии оказывать негативное воздействие и вызывать неприят­ные эмоции.

Метрический порядок как за­кономерность может развиваться бесконечно, но в художественной композиции, где целостность и единство форм являются неотъемле­мым атрибутом, повторность долж­на иметь определенные пределы, т.е. ряд должен обладать ограни­ченной протяженностью, иметь на­чало и конец.

В связи с этим возникает ряд творческих проблем при использо­вании ритма в конкретных архи­тектурных решениях.

В одних случаях остановка ритт ма выражается естественными гра­ницами формы, в пределах которой разворачивается чередование эле­ментов, подобно картине раме (рис. 75). В других — I ац и начало обозначаются необычно­стью решения крайних элементов или примыкающих к ним интер­валов (уменьшением их или уве­личением).

Рис. 67. Схема. Ритмические изме­нения по отдель­ным свойствам фор-

а — по насыщенно­сти массы (плот­ность); б — пово­рот граней по отно­шению к вертикаль-

по кривизне поверх­ности; г — удален-

нию к зрителю;

метрического вида формы (конфигура­ции)

Глава 5. Ритм. 63

image081

Возможны решения, при кото­рых пластически выделяется цент­ральная часть протяженного рит­мического ряда путем уплотнения или разряжения организуемой фор­мы (рис.76). Известны также при­емы организации за счет взаимо­действия рядов с разными периода­ми повторности элементов и встреч­ными направлениями.

Кроме того, возможное однооб­разие и монотонность протяженно­го ритмического ряда нередко пре­одолеваются в композиции перебив­кой элементов, введением "случай­ных" звеньев, нарушающих зако­номерность порядка чередования форм (см. рис. 75).

Проявление ритма в архитекту­ре не обязательно связьйзается с од­ним превалирующим направлением в изменении форм и ясным обнару­жением признаков ряда. Существу­ют ритмы, в которых движение пластической темы становится не линейным, но двумерным. Напри­мер, такое движение может распро­

страняться от центра к периферии расходящимися волнами. Ритмич­ностью пронизана как бы вся структура поверхности в целом. Этот прием часто встречаем в офор­млении кессонированных плафо­нов, в структурах сводов, в ком­позициях паркетных орнаментов и замощении площадок и др. (рис.77, 51).

Своеобразие проявления метро­ритмической организованности можно видеть в строении геометри­ческих форм. Такие поверхности, как плоскость, цилиндрическая и сферическая поверхности относят к метрическому порядку, поскольку каждый их участок тождествен со­седнему, т.е. постоянно сохраняется одна и та же кривизна. Если кри­визна закономерно изменяется как в конических сечениях (кроме ок­ружности), то это характеризует ритмическое изменение. Различные виды парабол, гипербол, эллипсов, спиралей относятся к этому виду кривых. На их основе могут обра-

64  Часть II. Средства архитектурной композиции

image083

В практике современной архи­тектуры, в которой преобладают прямые линии, плоскость и прямые углы, ритмы изогнутых линий и кривых поверхностей вносят ощу­тимое оживление и свободу, способ­ствуя разнообразию форм и их вы­разительности.

5.5. Ритм в зависимости от вида композиции. В том или ином архи­тектурном сооружении в силу фун­кциональной особенности, диктую­щей определенную последователь­ность помещений, наличие одно­типных конструкций и строитель­ных узлов и т.п., так или иначе во внешней форме может проявиться

Рис. 68. Учебная композиция. Соче-

вертикальных рит-

Рис. 69. Учебная композиция. Взаи­модействие Горизон­тального метра и ритма

Рис. 70. Павильон СССР на Всемирной

выставке 1937 г. в Париже. Архит. Б. Иофан, скуяьп: В. Мухина

Рис. 71. Схема тра­ектории ритма в построении архи­тектурной компо-

павильона СССР в Париже. Архит. Б. Иофан.

зовываться кривые поверхности, отмеченные ритмическим призна­ком. Такие метроритмические фор­мы находят широкое применение в архитектуре (рис. 78. 54).

сеть многообразных повторностей. В этом случае в интересах единства архитектурной композиции имеет смысл сгруппировать элементы та­ким образом, чтобы выделился ве-

Глава 5. Ритм. 65

image085

дущий ряд с акцентированными элементами. Причем, совершенно необязательно в роли акцента дол­жна выступать форма, отмеченная преобладающей величиной. Неред­ко акцентом выступает именно ма­лая форма, но контрастная по отно­шению к другим пластическим свойствам или геометрическому по­ложению.

Ритм в архитектуре необходимо связан с фактором пространства и фактором времени. Однако соотно­шение этих факторов, влияющих на построение конкретной архитек­турной композиции, может

получать различное проявление и значение одного из них может превалировать. Так, в фасадной композиции главную роль играет пространство (в самом широком смысле слова как качественная ха­рактеристика материальной фор­мы), то или иное закономерное раз­мещение ее элементов и структур. Вся композиция предполагает воз­можность единовременного охвата взглядом как одной объемной кар­тины. Восприятие формы идет от целого к части. Множество элемен­тов форм осознается как целостное единство в силу особой ритмиче­ской группировки (см. рис.76).

Напротив, в объемной и глубин­но-пространственной композиции ритм во времени — временная по­следовательность смены отдельных зрительных образов и их синтети­ческое обобщение становится глав­ным в создании целостного пред­ставления об архитектурной форме. Причем, восприятие идет от детали к целому. Особенность заключается в том, что перед глазами восприни­мающего зрителя нет всей совокуп­ности архитектурных форм, состав­ляющих композицию в целом, она создается лишь в воображении. Та­кие композиции более всего соот­ветствуют современному характеру крупномасштабных архитектурных ансамблей. Зритель воспринимает их при активном собственном дви­жении (не только как пешеход, но как пассажир автомобиля или дру­гого транспортного средства) (см. рис.52, 86).

Ритм крупных ансамблевых об­разований по характеру восприя­тия напоминает восприятие музы­кальной или литературной формы (поэзия, проза), которая разверты­вается во времени, деталь за де­талью. Синтетический образ скла­дывается из накоплений в памяти частностей, возникающих в строгой временной последовательности " и имеющих единую смысловую на­правленность.

60        Часть II. Средства архитектурной композиции

image087

б.б.Ритм в объемной компози­ции. При построении объемной композиции ритм часто применяют для формирования силуэта, выра­жая отчетливую динамику форм в направлении вверх к центральной оси. Этот прием можно наблюдать на многочисленных примерах мно­гоярусных центрических сооруже­ний, взятых из истории архитекту­ры: Предтеченская церковь б.Шир- ковского погоста и церковь Возне­сения в Коломенском (рис. 79, 2).

приводит к представлению о нали­чии единой связующей цепи обра­зов, которую создает метрическая повторность. Примеры: вилла Ро­тонда, Дмитровский собор в г.Вла- димире, замок Капрарола, мавзо­лей Саманидов в Бухаре (рис. 80, 81), Баальбек, Круглый храмик и др.

Во всех примерах траектория развития метра горизонтальна и каждая сторона памятника симмет­рична.^ Однако вполне возможно и

Существенную роль ритм может играть в формировании объемной композиции, организуя направлен­ность движения зрителя, как пра­вило, при круговом ее обходе. При­чем, характер развития подобных ритмов может быть различным.

Наиболее распространенный прием заключается в том, что каж­дая сторона объема тождественна остальным и являет собой, таким образом, метрический элемент. По­следовательное обозрение объемной композиции при круговом осмотре

Рис. 72— 74. Учеб­ные композиции. Примеры направлен­ности ритмов, от­личающихся от вер-

зонтальных напрар-

Рис. 75. Админист­ративное здание в Чандигархе. Индия. Архит. Ле Корбюзье. Прием ограничения ритмического ряда и его перебивка

image089

Глава 5. Ритм. 61

62        Часть II. Средства архитектурной композиции

image091

асимметричное решение. Тогда ди­намика выражена острее.

Композиционные модели демон­стрируют некоторые приемы орга­низации подобных ритмических рядов (рис. 82, 83).

зонтальной и по своему рисунку напоминает пространственную спи­раль (см.рис. 54).

5.7. Пространственные формы ритма. Существуют два представле­ния о ритме. Первое укладывается

Архитектурная композиция объемного характера может также строиться на ритмах, направлен­ность которых отклоняется от гори-

Рис. 76. Капелла Прцци во Флорен­ции. Архит. Ф. Бру- неллески. Выделение центральной части метрического ряда

Рис. 77. Малый Олимпийский дво­рец в Риме. Архит. П.Л. Нерви. Ритм, развивающийся кон­центрическими вол-

Рис. 78. Олимпий­ский бассейн в То­кио. Архит. К. Тан- ге. Ритмы изогну­тых линий

Рис. 79. Церковь Иоанна Предтечи Ширкова погоста. Ритм в построении вертикальной объ­емной композиции

Рис. 80. Мавзолей Саманидов в Буха­ре. Объемная компо­зиция, построенная на метрическом по­вторе

Рис. 81. Схема мет­рической повторно- сти в композиции мавзолея Самани-

Глава 5. Ритм. 69

image093

в традиционные границы архитек­турной эстетики, где основным ху­дожественным принципом является раскрытие тектоники объемной формы. Ритмы вертикальных и го­ризонтальных направлений отра­жают динамику тек*онических на­правлений. По словам архит. М.Я.Гинзбурга, "исход этой борьбы, то или иное проявление этой дра­матургической коллизии, — есть исчерпывающее содержание архи­тектурного памятника" [13, с.57].

При восприятии таких компо­зиций и ритмов, их организации зритель находится как бы от них по другую сторону, как при рас­смотрении картины, независимо от того, пребывает ли он в статичной позиции или перемещается по пути движения.

Однако ныне существует более емкое представление о ритме, выте­кающее из осознания пространст­венного содержания архитектуры. Новое состоит в том, что простран­ство как элемент в ритмическом ряду рассматривается в то же время как сфера действия человека. Зри­тель может проникать в такое про­странство и таким образом оказы­вается как бы* захваченным рит­мом, побуждается к движению в со­ответствии с направленностью раз­вития ритма.

Если раньше проявление ритми­ческих особенностей главным обра­зом видели в формировании объем­ных форм, их пластических ка­честв, а пространства служили лишь фоном или интервалом для них, то сейчас ритмичность пони­мают также в ощущении связан­ных между собой пространств.

Пространственный ритм — это новый инструмент в руках зодчего,

70  Часть II. Средства архитектурной композицииimage095

 

который, безусловно, обогащает возможности архитектурной компо­зиции.

Примеры использования про­странственного ритма можно обна­ружить в композициях современ­ных жилых районов, первичных жилых групп, а также в формиро­вании крупных городских ансамб­лей (рис. 84 — 86).

В архитектурных решениях внутреннего объема, композиции интерьеров использование принци­пов пространственного ритма выра­жено в концепции "переливающего­ся пространства" (рис. 87, 88).

Особенно следует отметить труд­ность моделирования композиций, использующих пространственные ритмы. Показ макета в качестве иллюстрации очень мало дает для их восприятия, тем более фото с макета. Способность зрительной пе­реориентации воображения на про­странственные факторы компози­ции есть особое профессиональное качество — пространственное восп­риятие, и развивается оно в хо­де архитектурной практики, осо-

Рис. 82, 83. Компо­зиционные этюды. Ритм в построении объемной формы

Рис. 84. Ритм про­странственных форм в построении первичных жилых групп. Генплан микрорайона г. Эре- бру, Швеция Рис. 85. Ритм про­странственных форм в построении

жилых групп. Вид с

Рис. 86. Ритм в по­строении простран-

ва. г. Алтон. Англия

Рис. 87. Ритм про­странственных форм. "Переливаю­щееся пространст­во". г. Тугурт. Ал-

image097

Глава 5. Ритм. 65

72  Часть II. Средства архитектурной композиции

image099

бенно в процессе создания проек­тов и осмысления итогов реализо­ванных художественных замыслов в натуре.

Контрольные вопросы

1.   Почему метроритмические закономер­ности получают широкое распространение в построении художественных форм в искусст­ве и, в частности, в архитектуре?

2.   Приведет* примеры удачного исполь­зования ритма в современной архитектуре. Проиллюстрируйте особенности этих ритми­ческих форм на схемах или объемных моде-

3.   Какие новые формы ритма получают распространение в построении архитектур­ных ансамблей?

4.   В решении сложной фронтальной композиции проанализируйте связь метро­ритмических построений в силуэте и харак­тере поверхности.

5.   Предложите конкретные способы пре­одоления возможного однообразия от повтор- ности элементов архитектурной формы. Най­дите удачные, на Ваш взгляд, примеры разрешения подобной задачи в практике современной архитектуры.

6.   Ритмы изогнутых линий и поверхно­стей. Покажите яркие образцы архитектур­ных композиций, ритмы которых не облада­ют отчетливыми признаками ряда.

7.   Почему в ансамблевых построениях особенно возрастает роль ритмических свя­зей? Как конкретно проявляются простран­ственные формы ритма?

Рис. 88. Учебная композиция. Ритм в построении ин-

терьерного про­странства

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}