1

нотариальная контора нотариус удостоверение факта.

ГЛАВА 7. МАСШТАБНОСТЬ

7.1. Понятие масштабности в архитектуре. Человек как мера организуемого пространства. Близ­кие по звучанию слова "масштаб" и "масштабность" в архитектуре име­ют, однако, различные значения. Понятие "архитектурный масштаб" (в почти полном соответствии с об­щим определением масштаба в сло­варях1) включают прежде всего представления человека о величин­ном соотношении всего здания и его частей, частей или фрагментов здания и его деталей, здания или комплекса зданий и окружающего пространства — контекста, в кото­ром существует здание или другой архитектурный объект. В соответст­вии с этим можно считать, что не­которая композиция (отдельный объем или комплекс объемов) имеет крупный масштаб в том случае, ес­ли она состоит из достаточно круп­ных в сравнении с ее общей вели­чиной частей (или элементов). В то же время, композиция (любая ар­хитектурная форма2, расчлененная на более мелкие элементы, обладает мелким масштабом или менее крупным масштабом. Мы убедимся в этом, если построим из бумаги несколько композиций с различны­ми масштабными характеристика­ми, которые могут быть сопоставле­ны в том случае, если рядом с каж­дым примером поместить условное изображение фигуры человека од­ной высоты.

1 Масштаб (нем. Mastab): 1. Отношение уменьшенных расстояний и размеров на кар-

ват.значение, размах (по Толковому словарю русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. М., ГИИ и Н2С, 1938).

2Еще раз напоминаем, что понятие "ар­хитектурная форма" относится не только к

ре и отражает представление о пространстве, организованном средствами архитектуры.

Однако представление об архи­тектурном масштабе как результат количественного соотношения меж­ду целым и его частями затрагива­ет лишь один из аспектов важной проблемы масштабности архитек­турной среды — количественно-гео­метрический, связанный лишь с измерением, математическими дей­ствиями, фиксирующими положе­ние вещей. Значительно более важ­ным моментом в постижении смыс­ла и сути архитектурного масштаба является необходимость разобраться в том, почему те или иные -здания или пространства различаются по масштабным характеристикам. Для этого необходимо привлечь понятие масштабности как важной качест­венной характеристики архитек­турной среды, одной из централь­ных категорий1 архитектурной композиции.

Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нем (идущий по улице, пересека­ющий площадь, двигающийся или просто находящийся в пространстве интерьера), ощущает это простран­ство, воспринимает его и соответст­венно оценивает как соразмерное, удобное, соответствующее назначе­нию, постижимое и осваиваемое, т.е. "свое". Сложность, однако, за­ключается в том, что когда мы го­ворим "человек", следует всегда принимать во внимание, что "чело­века вообще" не существует, что че­ловек живет в определенном месте на Земле, в определенный истори­ческий период и принадлежит к определенному социальному сооб­ществу, к определенной культуре и, наконец, к определенной возра­стной группе. Все эти обстоятельст-

1 Категория (греч. kategoria) — предель­но широкое понятие, в котором отражены наиболее общие существенные признаки,

Глава 7. Масштабность 75

image111

ва определяют принципиальную от­носительность оценки масштабно­сти архитектурного пространства. Эта оценка имеет исторически и со­циально обусловленный характер, что связано как с культурно-соци- альными характеристиками про­странств й отдельных объектов, их значениями, так и с пространствен - но-временными представлениями людей, бывшими, например, в пер­вобытных сообществах культово- мифологическими.

Представления о человеке как мере всех вещей были неотъемле­мой частью жизни людей, начиная с древнейших времен. Вспомним "каноны" древних египтян, отра­жавшие определенное осмысление

размерных соотношении частей че­ловеческой фигуры и названия еди­ницы измерения "локоть". Один из древнеегипетских канонов включал разделение человеческой фигуры по высоте на 21,5 части, каждая из которых была равна длине среднего пальца руки (рис.104) [30].

Множество примеров прямого соответствия пропорционально-мас­штабных характеристик архитекту­ры размерам человеческого тела на­ходим в опыте античности. "Итак, если установлено, что число найде­но из членов человеческого тела, — говорит Витрувий, — и если суще­ствует соответствие между отдель­ными членами и общим видом все­го тела, отнесенное к части, приня­той за исходную, то. нам остается с уважением отнестись к тем, кто и при постройке храмов бессмертных богов произвели такое членение в своих работах, что и отдельные ча­сти и общее целое находятся в над­лежащих пропорциях и соразмер­ности [30, с. 141]. Хорошо известно такое качество древнегреческого ор­дера, как его антропоморфность, т.е. сходство формы колонны с че­ловеческой фигурой (рис.105). В средние века человек измерял мир только "своим собственным масш­табом, а эту меру он находит в са­мом себе, в своем теле, в своей дея­

Рис. 105. Антропо­морфная символика дорической колонны

Рис. 106. Древнерус­ские меры длины. Этот способ измере­ния отрезков пря­мой обеспечивал со­размерность челове­ку и удобства в процессе строитель­ства (по АА Тицу)

Рис. 104. Египет-

по Jlencuycy. Один

нов. описанных Дио- дором Сицилийским, предусматривает разделение мужской фигуры с головным убором на 21 1/4 ча­сти, одно деление равно длине средне­го пальца. Высота фигуры без головно­го убора равна 19 модулей (по Б.П. Михайлову)

76        Часть II. Средства архитектурной композиции

image113

тельности" [16, с.29], отсюда и из­вестные издревле меры: локоть, фут, пядь, сажень и др. (рис.106).

Представления о масштабности пространства радикально измени­лись с появлением скоростных средств коммуникаций — транс­порта и связи. Протяженность улиц мы измеряем далеко не всегда соб­ственными ногами, а огромные зда­ния нам не всегда кажутся столь уж большими. Что же касается "живущих" в культурах представ­лений о масштабности, то они со­храняются и поныне. Известный американский современный архи­тектор и теоретик Кевин Линч, на­пример, в своей известной книге "Совершенная форма в градострои­тельстве" отмечает полную непри­емлемость для среднего североаме­риканца традиционного эскимос­ского жилища как "весьма тесного, немасштабного человеку" [25]. Если сравнить оценку масштабности про­странства современного города людьми разного возраста, окажет­ся, что она принципиально различ­на — привычные для взрослых лю­

дей улицы и дворы будут казаться дошкольнику огромными, неосво­енными и даже враждебными. Бо­лее того, даже в обычной квартире жилого дома, где взрослый человек чувствует себя привычно и уверен­но, маленький ребенок живет со­всем в другом мире: пространство квартиры с большими вещами для взрослых не сомасштабно ему, оно "не его", ребенок "у себя дома" в своем уголке или комнате, облада­ющих вторым масштабом в сравне­нии со всей квартирой. И, наконец,

Рис. 107. Классиче­ский пример макси­мально крупномасш­табной формы,: ве­ликие пирамиды в Гизе. Первоначаль­ная высота пирами­ды Хеопса (на вто­ром плане) 146,6 м несмотря на свою

ла бы трудно опре­делимой без сопо­ставления с фигу-

Рис. 108. Площадь трех властей в г. Бразилиа. Крупно­масштабное про­странство образова­но с помощью зда-

формы, размещен­ных на большом расстоянии друг от друга

1 — палата депу­татов, 2 — Сенат;

3          — администра-

4                 — Верховный суд

Глава 7. Масштабность 75

image115

пространство для индивидуальной. деятельности ребенка — мир игру­шек, составляющий как бы третий масштаб пространства [26].

7.2. Зависимость масштабности архитектурной формы от характера ее члененности. Степень и характер члененности объема или простран­ства непосредственно влияют на масштабность объекта. Именно поэ­тому наиболее характерным приме­ром предельно крупномасштабных форм являются пирамиды в Егип­те, вернее те из них, которые не имеют членений (комплекс в Гизе), а примером пространств, обладаю­щих крупным масштабом — пло­щади (рис. 107, 108).

Часто понятие масштабности формы сближается с представления­ми о ее соразмерности. Так, древ­ние греки считали соразмерными строения и скульптуры лишь в том случае, если они воспринимались именно таковыми. Основным кри­терием соразмерности было "реаль­ное видение", а обеспечивал сораз­мерность главным образом ритм членений формы. В соответствии с

этим, как известно, и были созда­ны специальные каноны, заимство­ванные греками у египтян и пере­работанные согласно представлени­ям людей Древней Эллады. Именно стремлением приблизить архитек­турную форму к восприятию чело­века и установить между ними гар­моничное взаимодействие объясня­ется возникновение значительного количества систем пропорциониро­вания, поиск величинных соотно­шений и создание объясняющих их теорий. Отсюда и одна из централь­ных категорий древнегреческого зодчества — "эвритмия", хотя, как известно, само понятие эвритмии- появилось впервые у Платона как обозначение особого состояния, воз­никающего у человека, движущего­ся под музыку, когда музыкаль­ный ритм вполне овладевает телом [30]. По отношению к архитектуре эвритмия означает определенную соразмерность формы человеческо­му восприятию. Единая, целостная, гармоничная и прекрасная форма, сомасштабная человеку, всегда свя­зывалась с характером ее члененно-

image117

78        Часть II. Средства архитектурной композиции

Глава 7. Масштабность 75

image119

сти: количественные характеристи­ки определяли качество вещи, "Ибо никакой храм не может иметь пра­вильной композиции без соразмер­ности и пропорций, без того точно­го членения, какое есть у хорошо сложенного человека", — утверж­дал Витрувий [30, с.101].

Однако древние греки, а вслед за ними и римляне, создавая про­странства для обитания и деятель­ности людей, приспособленные к человеку и сомасштабные ему, ни­когда не забывали о том, что дом бога — храм, должен обладать дру­гими качествами и другим масшта­бом, чем жилище человека, чтобы человек, входящий в храм, чувст­вовал, что он идет не в свой дом, а

в дом бога (рис.109). В этом случае архитектурный масштаб как сред­ство организации пространства вы­ходит за рамки простого соответст­вия архитектурной формы человеку (рис.110) и выступает как резуль­тат художественного осмысления формы и выражения ее социальной идеи, воплощенной в объемно-про­странственную форму. Создавая Парфенон, зодчий Иктин решил образ храма девы Афины-воитель- ницы на основе пропорциональных отношений, на которых строились основные членения храма, свойст­венных пропорциям человеческой фигуры, увеличенной в десять, раз. На рис.109 видно, что члененность объема храма почти буквально по­вторяет основные размерные зави­симости идеального мужского тела [38]. Парфенон обладает крупным масштабом, который в еще боль­шей мере характерен для другого известного памятника архитектуры античности — храма Посейдона в Пестуме (рис.111). Интересно отме­тить, что храмы Древней Греции отмечались двумя основными мас­

Рис. 109. Схема масштабной размер­ности Парфенона. Основание равно 10

высота ордера — И.Ш. Шевелеву)

Рис. НО. Жилой дом второй полови­ны I в. в Помпеях. Перистиль дома Веттиев

Рис. 111. Храм По­сейдона в Пестуме

80        Часть II. Средства архитектурной композиции

штабными характеристиками: фа­сады объема, обращенные к окру­жающему пространству и сопостав­ляемые с ним, были более крупного масштаба, чем пространство ин­терьера, не имевшее сопоставления с окружающей средой, расчленен­ное на ряд помещений и обрамлен­ное нередко двухъярусным рядом колонн (рис.112).

Ордерная система, применявша­яся в течение многих веков не только как принцип построения конструктивной основы зданий, но, главным образом, как художествен­ный язык, средство формирования образа, дает множество примеров прямой зависимости масштаба соо­ружения от характера его членен- ности (см.рис.37).

Количественные методы для обеспечения масштабной человеку структуры пространства применя­лись зодчими Древней Руси. К та­ким методам относятся так называ­емые "масштабные эталоны", в ро­ли которых часто выступали основ­ные помещения здания, — в зави­

симости от их величины устанавли­вались в определенной пропорцио­нальной взаимосвязи размеры дру­гих помещений. Таким образом, членения пространственной струк­туры здания обеспечивали его фун­кционально-эстетические качества и композиционную целостность [35] (рис.113).

7.3. Приемы и средства выраже­ния масштабности. Как видим, чле- ненность является активным сред­ством композиции в деятельности зодчего и используется не только в целях увеличения или уменьшения масштаба объекта. В некоторых си­туациях необходимо дать представ­ление зрителю об истинных разме­рах сооружения или пространства. Этой функции не выполняют, на­пример, детали и элементы грече­ских периптеров, так как сами эти сооружения не содержат четкого указания на их истинную величи­ну. Чтобы оценить истинные раз­меры объекта, человек должен сравнить его с чем-то, размеры чего у него не вызывают сомнений. Это

image121

Глава 7. Масштабность 75

свойство человеческого восприятия проявляется, например, в ситуа­ции, когда летчик вынужден вы­полнять приземление ведомой им машины, полагаясь лишь на пока­зания собственного зрения. В этом случае, если самолет находится над открытым пространством, напри­мер, степью, в которой нет деревьев и крупных водоемов, маленькая лужица воды или тоненький побег молодого деревца, могут быть при­няты за более крупные формы, но видимые с большого расстояния. Неверная оценка расстояния до земли может послужить причиной аварии.

Сильно искажает масштабный строй пространства его неартикули- рованность, нерасчлененность, ги- пертрофированность отдельных де­

талей и элементов. Такая ситуация соотносима с человеческой речью, в которой неверно расставлены ак­центы по смыслу и звучанию, а также присутствуют ничем не объ­яснимые паузы, что, естественно, приводит речь к абсурдной фор­ме — бессмыслице. Историческая и социальная конкретность масштаб­ности пространства в архитектуре подсказывает нам, что основным качеством масштабного пространст­ва является его функциональность, соответствие своему назначению, что и вызывает ощущение освоен­ности и комфортности пространст­ва, т.е. его сомасштабности.

Представление о сомасштабно­сти пространства в городе связыва­ется в свою очередь с его величиной и расстояниями между крупными объемами, что и определяет про­странственную структуру среды — основу ее сомасштабности и функ­циональности, а также информа­тивности. Зоны оптимальных рас­стояний между отдельными круп­ными элементами городской сре­ды — зданиями или их комплекса­ми — должны формироваться с учетом возможностей и особенно­стей человеческого восприятия, ко­торые в значительной степени вли­яют на переживание, ощущение че­ловеком крупных пространств. На­пример, "Городские пространства, размеры которых превышают 130 — 140 м, кажутся человеку ги­пертрофированными, так как это максимальное расстояние, когда че­

image123

Рис. 112. Внутрен­няя колоннада храма Посейдона в Пестуме. С по­мощью членения формы не только обеспечивается боль­шая сомасштаб- ность внутреннего пространства хра­ма, но благодаря меньшей толщине колонн верхнего яру­са достигалось ощу­щение относитель-

колоннады. Этот прием — одно из

проявлений метода аналогий, характер­ного для эллинской культуры. В дан­ном случае — как это объясняет Вит- рувий — автор по­стройки использо-

зом растущих де­ревьев

Рис. 113. Примене­ние "масштабных

Теремного дворца в Московском Кремле, XVIII в. (по АЛ. Тицу)

82        Часть II. Средства архитектурной композиции

image125

ловек в состоянии различать дейст­вия людей", в то время, как "го­родские пространства, размеры ко­торых не превышают 25 м, вызы­вают ощущение интимности, так как в пределах этого расстояния мы имеем возможность узнавать людей в лицо и даже различать вы­ражение лица" [7, с.37] (рис.114). Примером неудачного решения пространства в городской среде с точки зрения его масштабности мо­гут служить некоторые новые жи­лые районы, в которых контраст между массивом высоких и круп­ных объемов — жилых зданий — и значительными по величине про­странствами между ними приводит к ощущению немасштабности, нео­своенности пространства в целом и даже вызывает ощущение подав­ленности. Подавляющая гипертро- фированность формы была уместна и отлично выполняла свою роль в эпоху фараонов Древнего Царства, строивших пирамиды для возвели­чивания собственной власти, одна­ко она неуместна в пространствах, олицетворяющих уют и приветли­вость собственного дома.

Природа масштабности архи­тектурного пространства проявляет-

ся в качественном плане. Количест­венная сторона масштабности сре­ды решается с помощью таких средств, как регулирование величи­ны элементов пространства и рас­стояний между ними, что относит­ся к композиционному взаимодей­ствию между объемом и средой, между объемами и между объемом и человеком, что особенно важно по отношению к так называемой "кон­тактной зоне",т.е. к пространству, в котором функционирует человек. Контактная зона обладает масшта­

Рис. 114. Зависи­мость представле-

величины и удален- объекта

Рис. 115. Размеще-

стройке. Промежу­точный масштаб обеспечивается фор­мами "малой архи­тектуры" и обору­дованием детской игровой площадки

Рис. 116. Указате­ли масштаба и ис­тинные размеры здания. Роль указа­телей масштаба

и дверные проемы. В результате изобра­жение одного и того же объема может приобретать при­знаки дома раз­личной этажности

Глава 7. Масштабность 75

image127

бом, наиболее приближенным к размерам человека, и является как бы последним звеном в масштабном ряду пространства: крупные объе­мы и пространства, более мелкие и, наконец, совсем небольшие или, как их иногда называют — "мик­ропространства" контактной зоны. Отсутствие элементов среды, обла­дающих промежуточной масштаб­ной значимостью и приводит к об­щей немасштабности пространства

(рис.115).

Важную роль в выявлении мас­штабности играют так называемые указатели масштаба — элементы формы или пространства, с которы­ми человек привык взаимодейство­вать непосредственно: окна, двери, ступени лестниц, ограждения бал­конов и лоджий, детали, такие, на­пример, как дверные ручки. Выра­зительным указателем масштаба здания могут служить характерные элементы его пространственной структуры, например, жилая ячей­

90

Часть II. Средства архитектурной композиции

image129

ка в многоэтажном жилом доме или крупное пространство в обще­ственном здании в том случае, есте­ственно, если оно выявлено в объе­ме как активный элемент компози­ции (рис.116).

Распространенной ошибкой, приводящей к искажению масш­табности здания, является стремле­ние студентов в процессе проекти­рования односемейного малоэтаж­ного жилого дома или небольшого общественного здания с зальным помещением максимально расчле­нить его объем, отводя каждому по­мещению роль отдельного элемента композиции. В результате малень­кое здание выглядит как сильно уменьшенная копия большого. Тра­диционные формы архитектурного пространства, складывавшиеся в течение длительного времени (рус­ские монастыри или народное жи­лище) как масштабный объем и си­стема масштабных пространств, приобретали свои качества в про­цессе служения человеку и отбора им тех качеств, которые имели действительную ценность как ути­литарную, так и художественную.

7.4. Архитектурный масштаб как средство художественной выра­зительности. Универсальное и гиб­кое средство композиции — архи­тектурный масштаб служит не только регулятором требуемой меры соответствия восприятия человека и его деятельности с окружающим пространством. Масштаб может на­меренно искажаться, если он ис­пользуется с конкретной целью вы­звать то или иное эмоциональное отношение к архитектурному объ­екту. Тогда масштаб является вы­разителем идеологической позиции архитектора и в самом общем виде может быть представлен в трех ос­новных проявлениях: как обычный человеческий или антропологиче­ский масштаб, как несколько пре­увеличенный и придающий объек­ту особое звучание, близкое к кате­гории "героического", торжествен­ного и, наконец, гиперболизирован­ный, преувеличенный масштаб, приближающийся к немасштабно­сти ("амасштабности"), что необхо­димо в том случае, если объект дол­жен занять в системе пространст­венного окружения особое место, выделиться, приобрести особую ин­формативность [36]. В этом случае понятие указателя масштаба как бы аннулируется, что приводит к неопределимости истинной величи­ны сооружения, а "неопределимость физических размеров сооружения делает его несопоставимым с вели­чинами окружающих архитектур­ных форм, благодаря чему оно со­

решали масштаб здания в одном клю­че — крупномасш­табные, лаконичные и выразительные объемы должны бы­ли успешно конку­рировать с любым типом застройки

Рис. 117. Три вари­анта конкурсного проекта ратуши в Торонто. Архит. В. Ревелл. Ни один из приведенных ва­риантов не был при-

однако их авторы

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}