Графическое (макетное) исполнение проекта.

Графическое (макетное) исполнение проекта.

Полностью разработанный в процессе проектирования графический материал компонуется на экспозиционной поверхности (подрамниках). Для достижения максимального композиционного эффекта рекомендуется использовать метод масок. Пробная раскладка на подрамниках бумажных масок, эквивалентных по размерам и силуэтам проекциям, предназначенным к экспозиции, предоставляет возможность наиболее удачного общего расположения графического материала на плоскости подрамников.

Композиционная подгонка проекций важна также и для представления проектного материала в компьютерной графике.

Практика составления альбомов из отдельных проекций дизайн-решения, выполненных на компьютере, не способствует закреплению композиционных навыков у студентов.

Обязательным требованием к выполнению графической части проекта является использование натянутых на подрамники реек, обеспечивающих чертежную грамотность и графическую культуру изображения.

Перед окончательной графической подачей и покраской должна быть осуществлена серия пробных вариантов графики и приемов общей стилизации проекта. Только сравнение вариантов позволяет предупредить негативные случайности в графическом завершении работы.

В окончательном виде экспозиция проекта должна иметь убедительную композицию, профессионально выполненную графику, грамотно иллюминованные необходимыми надписями и обозначениями чертежи.

Следует уделить особое внимание представлению перспектив, в которых концентрируются и выявляются все знания и навыки студентов в дизайн-проектировании. Прорисовки перспектив с вариантами художественных акцентов и предметного наполнения должны вестись с самого начала проектирования, обеспечивая погружение студента в проектируемое пространство. Графическая подача перспективы на последнем этапе проектирования только завершает этот процесс поиска и накопленный опыт рисования архитектурной среды.

Экспозиционный макет может быть выполнен при необходимости дополнительных пояснений на трехмерном объекте сущности и особенностей дизайнерского решения. Уже на рабочем макете должна быть проработана сценография подачи изображения — объекта в целом или его фрагмента, степени раскрытое™ интерьеров, условности или реалистичности их предметного наполнения и т.д.

Имея в виду процедуру защиты проекта, следует обращать внимание студента на соразмерность характера выполнения макета (детальность проработки, масштаб) и эффективность его визуального воздействия.

Кроме изготовления объемных макетов существует практика включения в графическую экспозицию полумакетов (стена, надвигающаяся на разрез, приподнятые планы и т.п.). Они выигрышны визуально, но неудобны для хранения.

При завершении работы группы над курсовым проектом целесообразно в рамках учебного процесса (как правило, это конец семестра) выделить 2—3 дня для сплошного проектирования в аудитории под контролем педагога.

Работы, выполняемые в домашнем режиме, часто оказываются дефектными по содержанию, композиции и графической подаче. Работа над курсовым проектом вне аудитории допускается лишь при условии полной ясности у студента в отношении характера и всех нюансов ее выполнения.

С усвоением комплекса функциональных, эргономических, конструктивных знаний, накоплением опыта композиционного мастерства, художественной подготовки и готовностью приступить к проектированию начинающий дизайнер должен ознакомиться с методикой, приемами проектного поиска выразительного образа среды и его рационального выявления. Процесс проектирования состоит из ряда последовательных этапов, в которые входят ознакомление с объектом и требованиями заказчика, их объективизация в предварительных вариантах проектного решения, выработка творческой концепции, составление и реализация программы работы, выполнение на высоком художественном уровне проектной графики. Нужно всегда помнить, что дизайн-проектирование не рутинный процесс, успех которого зависит от точного соблюдения раз и навсегда установленного порядка работы; как и любая другая творческая деятельность, он может иметь очень неравномерный график продвижения к результату, разочарования и возвраты к первоначальному замыслу, недоступные рациональному объяснению предпочтения в выборе художественной трактовки образа, сочетание интуиции и жестких инженерных требований. Общий методологический подход к дизайн-проектированию исторически сформировался как результат колебаний между технократическими и эстетическими аспектами понимания сущности дизайна, чем и различаются школы дизайна разных стран и народов.

В Ульмской школе дизайна (Германия) исповедовалась идея четкой фиксации всех морфологических факторов в графиках, сравнительных таблицах, не оставляющих места для интуитивной творческой мысли.

Создателями Баухауза была развита концепция синтеза искусств художественного единства архитектурной среды и всех ее составляющих.

Методологическое направление проектирования предметного наполнения среды определяется как эргодизайн [113].

В современном подходе к дизайну архитектурной среды в нашей стране сложились принципы целесообразной гибкой соподчиненности всех его элементов с доминантой художественных качеств углубленного эмоционального воздействия. Это — системное проектирование методом открытой формы, когда на любом его этапе допускаются изменения, оправданные целью работы и форс-мажором.

Современный дизайн ориентируется на психологизм решений, учитывающий высокую динамику социального мировоззрения относительно комфортности и эстетики бытия. Ценностные системы общества быстро перестраиваются в генеральных направлениях модернизма и ретроспективизма, сосуществующих и перекрещивающихся.

Частые эстетические эпидемии, присущие, в основном, динамике вкусов в модной одежде, свойственны, но в несколько замедленном темпе, и архитектурному дизайну, причем поражается вся шкала уровней социальных потребностей в его продукции. Резкие изменения социально-экономических условий жизни сформировали заказ на новые параметры и эстетику пространства общественной деятельности; в производственной сфере значительно вырос уровень комфортных требований; индивидуальная жилая среда, ставшая, казалось бы, полем осуществления неуправляемых капризов, на самом деле очень точно выражает динамику и поляризацию бурной городской жизни, обезличивающей людские потоки, и тихой заводи домашнего быта с возможностями самореализации.

Удовлетворению феноменов социальной психологии сопутствует здравый коммерческий расчет, где в качестве товара выступает не только предмет в привлекательной таре, но и красивая, комфортная упаковка собственно среды обитания.

Поскольку объект дизайна всегда материален, решение художественных задач требует подкрепления надежности перспектив его реализации, т.е. в поле зрения дизайнера неизбежно попадают конструкции, материалы, оборудование и технологии их применения.

Одним из условий уверенной ориентации дизайнера является его способность прогнозировать ситуацию, предвидеть результат работы, учитывая стимулирующие или тормозящие проектирование факторы.

Таким образом, в дизайн-проекте должны быть отражены вопросы современной и прогнозируемой конъюнктуры дизайна и эстетических предпочтений заказчика, многосторонние аспекты комфорта, наличие и возможности материально-технической базы. В понятие комфорта входит большой список качеств среды, благоприятной для обитания и деятельности человека: соответствующий функциональному типу среды микроклимат и гигиеничность, конструктивная и коммуникационная надежность, эргономика и психофизиологическая обстановка, обобщающая все эстетика гармонизации пространства. Вместе они составляют плацдарм творческого процесса — необходимые предпосылки для зарождения, формирования и реализации художественного замысла.

Социальная конъюнктура дизайна определяется в первую очередь характером и уровнем потребностей общества (воспринимаемых сознанием отдельного индивидуума в плюс- или минус-реакции).

Потребности формируют систему ценностей, имеющей шкалу от современных объектов индивидуальной или общественной значимости до памятников истории и культуры. У этой шкалы есть свои параллели: повышение уровня эмоционального воздействия до высот социального пафоса и, выражаясь техническим языком, увеличение эксплуатационных сроков — дизайн квартиры живет до следующего ремонта, а дизайн мемориального зала условно вечен. Легко понять в соответствии с этим, что для дизайна временного сооружения (ярмарки, выставки, сезонных павильонов парка) допустима бутафорская технология решения, а дизайн культового (не только в религиозном смысле) объекта с древнейших времен пользуется только монументальными материалами.

Многие исследователи современной архитектуры отмечают утрату ею тонуса эпичности. Большой выбор технологий строительства, обилие легких и прочных материалов, устойчивых ярких красок, сама быстротечность жизни, многофункциональность и размытость границ конкретного назначения сооружений (особенно торгово-развлекательных комплексов) провоцируют динамичность, образную заостренность не претендующей на вечность архитектуры. Эти обстоятельства на практике подтверждают правомерность ввода термина архитектурная мода вместо архитектурный стиль.

Дизайн становится, во-первых, раскованным, а во-вторых, расколотым на две тенденции, одна из которых освящает консервативные нормы комфорта, воплощенные в ретроархитектуре, другая ориентирована на достижение и освоение новых благ, неизведанных эстетических наслаждений в виртуальных сферах. При этом действующие и признанные (на некоторое время) обществом эстетические императивы (проще говоря, мода) сознанием индивидуума усваиваются совершенно непредсказуемо. И дизайнеру, который, безусловно, должен работать в сотрудничестве с заказчиком (полезно, чтобы заказчик почувствовал себя соавтором и разделил хотя бы, отчасти, ответственность решения), приходится иметь дело с черным ящиком сознания этого соавтора. Нередко бес противодействия общественному мнению как индивидуальный способ самоутверждения личности в мире унифицированных ценностей приводит к балансированию дизайнерского решения между общепринятыми, ставшими уже нормативными, образцами и броском в неожиданность, оригинальность, недозволенность, дисгармонию, импонирующими своей новизной и автору, и зрителю (заказчику). Этот особый феномен психологии восприятия продукта деятельности современного творческого разума полезно учитывать в дизайне.

Намерения заказчика складываются в мотивацию, истоки которой могут иметь туманные очертания идей, образов, ассоциаций или пунктуальные указания, демонстрирующие знание предмета. В любом случае дизайнер должен конкретизировать задание и уложить его в профессиональные рамки текста и изображения, проявив психологическую терпимость и даже менторские наклонности.

Основой дизайн-проектирования является творческий процесс генерирования идей, их фильтрации и созревания в ходе последующего проектирования.

Специалистами по методологии дизайн-проектирования созданы различные теории и рекомендации по организации творческого процесса. Перенесем на задачи архитектурного дизайна опыт классификации этапов творческого процесса и рекомендаций по управлению творческим воображением, принадлежащий американскому социологу П. Хиллу [133].

1. Ознакомление с объектом. Определяются цели и круг задач.

Предпочтительно располагать полной проектной документацией по объекту и информацией о его реальном состоянии. Специфика дизайна регламентируется статусом объекта, подлежащего ремонту, реконструкции, реставрации. В последнем случае характер и объем дизайнерских работ определяются специальными указаниями и ограничениями, предусмотренными Уставом охраны памятников архитектуры.

Изучение документов и натурное знакомство формируют обобщенную психологическую оценку объекта, вызывающую первый импульс творческого воображения — пока в рамках общих намерений, но нередко получающий дальнейшее устойчивое развитие. Неприглядное зрелище дороги, подводящей к унылому входу в темный тесный вестибюль, соединенный узкими коридорами с тесными комнатами, возбуждает у деятельного дизайнера творческий азарт преобразований. Если архитектор исповедует лозунг превратить недостатки среды в преимущества архитектурного решения, то, соответственно, задача дизайнера — усилить достоинства и выразительность архитектурного пространства средствами дизайна. Первоначальная архитектурная идея, сопоставленная с целью и разложенная по задачам, может сразу оказаться плодотворной, программирующей всю дальнейшую разработку. Но она может оказаться идеей-фикс, влюбленность в которую будет долго тормозить проектирование. Дизайнеру необходимо научиться с одинаковой страстью и холодным рассудком приобщать к рассмотрению несколько направлений разработки идеи, из которых и может быть сформирован ведущий замысел.

2. Подготовка к проектированию, анализ аналогов. С комплектацией портфеля докумен тов, зафиксированным их сопоставлением с на турным состоянием объекта, конкретизацией цели дизайна делаются первые наброски, визуализирующие направление творческой мысли. Вместе с тем ведется поисковая работа для накапливания данных о приемах, формах и образности реализованных решений по аналогичным объектам. Важно также детально ознакомиться с нормативами, ограничивающими возможности проектного решения, обследовать состояние конструкций объекта. Игнорирование технических обстоятельств и запретов может перечеркнуть на этапе экспертизы и согласования самую привлекательную и многообещающую дизайн-идею.

Сбор материала не должен превращаться в эпизодическую операцию. Ведь кроме материалов типологически ограниченных целесообразно накапливать приемы образного, формального и конструктивного решений универсальной пригодности, т.е. эта работа по накапливанию материала должна вестись постоянно, причем его фиксация предпочтительна не электронным копированием, а вручную; только тогда плоды этой работы оседают в памяти. Зарисовки в альбомах имеют свойство при одном взгляде на них вызывать мгновенную ассоциативную связь с нужным в данном случае образом или приемом. Фиксированная в накопительных альбомах информация вместе с визуальными образами непосредственного запоминания формирует профессиональную память дизайнера с поверхностным и глубинным уровнями хранения информации. Профессиональная память в творческом процессе реализуется как интуиция. Подсознательное сцепление событий, фактов, зависимостей исподволь группируется в сознании в различных сочетаниях, придавая интуиции мистическое значение, а решения, индуктированные ею, расцениваются по более высоким ставкам, несмотря на, может быть, менее удачный результат.

Как бы то ни было, интуиция как инструмент творческого воображения оказывает серьезную конструктивную поддержку рациональному мышлению, но не стоит надеяться на то, что интуиция родится в мозгу, не утруждающим себя накоплением знаний.

Сбор материалов не должен ограничиваться узко конкретной тематикой данного проекта; широкая информационная база обеспечивает более высокую амплитуду поиска решения, развивает интеллект дизайнера.

3. Генерирование и вынашивание идей. Это трудный и увлекательный этап творческого процесса. Он ценен тем, что поиск главного направления проектирования осуществляется широким фронтом экспериментальной разработки и сопоставления эскизных вариантов проектной идеи, представляя тем самым основную методологическую установку дизайна как творческого занятия — путь к окончательному успешному решению лежит через разработку и сопоставление вариантов. Мы не устанем это повторять.

Специалистами обобщено и разработано большое количество методов генерации идей. Принципиально они поляризуются на две группы: 1) скрупулезно точная выверенность решений на основе расчетов, статистических данных, морфологического анализа и 2) обобщение интуитивного профессионального опыта методом сближения мнений.

Большинство методов опирается на режим коллективной работы, и их рекомендации полезны для активизации старта и разработки программы дизайнерской деятельности творческого коллектива по определенному заданию. В учебном процессе групповое обсуждение задания и выявление возможных путей его выполнения также играет серьезную мобилизирующую роль. Формы современной отчетности студента индивидуальны, как и оценка его творческих способностей. Однако несомненна педагогическая полезность коллективного обсуждения исходного материала, направлений работы, ценности творческого замысла и финишных этапов проектирования.

Здесь мы рассмотрим лишь несколько наиболее практичных и организационно простых методов коллективного творчества, основанных на применении, в том числе, и интуитивного потенциала.

Наиболее плодотворными из них представляются методы ассоциативных проекций, погружения в среду, парадоксальных ракурсов, которые раскачивают творческое воображение, сообщают новые качества традиционным подходам — вводом рациональных новшеств, модификацией существующих параметров и форм, добавлением и исключением элементов, их новыми комбинациями и т.д.

Полезна фиксация идей условными графиками, сопоставительными таблицами, видеорядом. Фаза генерации идей есть, по существу, изобретательская деятельность, анализирующая возможности нетрадиционных приемов для решения традиционной задачи.

Метод экстраполяции применяется для формирования перспективного решения на основе анализа закономерности предшествующих изменений. Если, например, в течение ряда лет в пространственной организации магазинов сохраняется тенденция к расширению функций, дополняющих торговлю, то при реконструкции универсама в супермаркет можно рассчитывать на успех идеи функционального дизайна, программирующего в организации среды создание зоны развлекательных мероприятий.

Метод мозгового штурма, представляющий одну из разновидностей метода деловых игр, действует на принципе энергичного вброса идей членами творческой группы. Успешность работы группы зависит от соблюдения нескольких несложных правил, организующих процесс генерации идей. Эти правила таковы:

1) оптимальный состав группы генераторов — 6—10 чел.;

2)оптимальный состав группы экспертов — 3 чел. (вместе с руководителем сеанса);

3)время генерации идей — не более 1 часа;

4)время фильтрации и обсуждения идей — 0,5 часа;

5)руководитель выступает в качестве ведущего режиссера; в его обязанность входит создание свободной, непринужденной обстановки высказывания мыслей и пресечение попыток перекрест ной критики — идеи сначала высказываются и фиксируются;

6)эксперты публично обсуждают целесообразность высказанных идей, комбинируют и развивают полезные, отводят неудачные;

7)итог сеанса, если речь идет об обосновании принципов и форм дизайн-проекта объекта традиционных функций (например, кафе) или решении дизайна необычного пространства (обитаемая капсула космической ракеты), заключается в списке идей, расположенных в приоритетном порядке, и общих прогнозах их реализации.

Подобный сеанс мозгового штурма можно применять как стимулирующий педагогический прием при выдаче задания на дизайн-проект или перед проведением клаузуры.

Клаузура как метод экспресс-проектирования представляет собой:

1) промежуточный этап проектной работы, фиксирующий результаты обследования объекта, изучения аналогов и первый обдуманный проектный замысел;

2) контрольную работу на неизвестную тему, выполняемую в качестве разрядки или теста.

Время выполнения клаузуры — 4—6 часов.

Вид выполнения: любая графика, адекватно раскрывающая сущность проектной идеи и аргументирующая благоприятные перспективы ее разработки.

Для успешного выполнения клаузуры необходимо:

- иметь ресурс идей, основанный на конструктивном изучении материалов профессионального интереса;

- иметь навыки изображения предметов и средовых объектов, представляющих предмет деятельности дизайнера;

- иметь опыт работы графическими материала ми в различной технике;

- владеть стилистикой быстрого и точного рисунка, опытом компоновки листа;

- уметь организовать четкую и быструю работу в отведенное время; важно оперативно оценить объем работы, соотнесенный с ресурсом времени, быть в психологической готовности работать в экстремальном режиме, выбрать главное для отображения замысла, найти уместную выразительную графическую технику. Дельфийский метод (по названию древне греческого города Дельфы, где при храмах жили жрецы-оракулы, предсказывавшие судьбу) целесообразно применять как метод интерактивной педагогики на старших курсах, поскольку участие в нем предполагает наличие профессиональной интуиции, основанной на опыте участников [115].

В I туре опроса эксперты-участники в письменной форме отвечают на вопросы, касающиеся поставленной задачи дизайн-проекта. Затем все получают возможность ознакомиться с предложениями друг друга, подтвердить свое мнение или откорректировать его в пользу идеи, получившей наибольшее признание. Повторение опроса в дополнительных турах способствует сужению зоны поиска оптимального решения, которое и является результатом работы группы.

Заметим, что участники различной творческой ориентации: классики, пуристы, авангардисты, деконструктивисты и т.п. — в системе дельфийского метода чаще всего приходят к взвешенному нейтральному решению. Поэтому авторам острых образных индивидуальных предложений придется проявить максимальную активность, чтобы склонить чашу весов в свою пользу.

Синектический метод строится по той же схеме, что мозговой штурм, с тем лишь различием, что поиск идей ограничивается двумя—тремя вариантами предложений, но затем они детально рассматриваются под контролем и при участии руководителя. В качестве приемов генерирования идей используются ассоциативные аналоги, погружение в среду, привлечение ситуаций, отвлекающих от рутинных обстоятельств бытия. Считается, что в новой, незнакомой обстановке умственная деятельность человека более продуктивна.

Принципиальное единство большинства методов генерации идей основано на высоком стимулирующем потенциале ассоциативного мышления, выделяемого в специальный метод эвристического поиска эмоционально выразительной идеи в архитектуре и дизайне. Метод разработан доктором архитектуры, профессором С.К. Саркисовым [118]; при сходстве его рабочего сценария с методом мозгового штурма он значительно расширяет диапазон творческих приемов, углубляющих содержание ассоциаций; например, в популярной аналогии с деревом рассматривается связь со средой, разветвление корней и кроны с объединением массы в стволе ( фрагментация и интеграция), конкретизация и размывание границ свойств, продольный и поперечный фактурные срезы, структурное единство (морфологическое сходство каркаса листа с силуэтом дерева) и т.д.

В сравнении с ортодоксальным проектированием по сложившимся схемам на основе исключительно рационального мышления с учетом рекомендательно-ограничительных нормативов, при котором используются ссылки на аналоги, копирование и адаптация идей других авторов, сформировавшиеся методы и последовательность работы, эвристическое проектирование базируется на творческих методах, не отрицающих рационализм, но использующих новые ракурсы рассмотрения творческих задач, включающие механизмы эвристического мышления — новый, необычный, парадоксальный ход рассуждений, глубокие ассоциации, ярко выраженную индивидуальность интуитивной логики. Выход за пределы формальной логики раскрепощает мотивы, стимулирующие эвристику приемов, не всегда вписывающихся в нормативные требования. Но и они редактируются под напором новых идей.

Свежий взгляд на проектную задачу приводит иногда к решениям, парадоксальным на первый взгляд (и, кстати, трудно преодолевающим барьеры консервативного мышления при их реализации).

Чрезмерная плотность застройки городских центров, быстро съедающей островки зеленых пространств, вызвала предложения превратить в зеленые рекреационные зоны крыши домов, безопасные и гигиеничные, для отдыха и размещения объектов торгово-развлекательных служб. Так, через две с половиной тысячи лет идея садов Семирамиды достигла европейских городов. Вывернутые наизнанку инженерные коммуникации центра им. Ж. Помпиду в Париже, конечно, не выдерживают критики климатологов, но архитектурный эффект оплачивает допущение технического нонсенса, а что касается ассоциативного аналога, то он есть: это внешний каркас аркбутанов и контрфорсов готических соборов. Прием понравился и эксплуатируется современными архитекторами повсеместно, как и другие приемы, оперирующие диссонансом по отношению к традиционным представлениям об архитектурной тектонике.

Профессор С.К. Саркисов предлагает использовать следующую систему эвристических приемов, опирающихся на составляющие творческого процесса [118].

I. Морфология — рассмотрение структуры и закономерностей построения компонентов объекта с опорой на символ, ассоциацию, аналогию.

1.1 Неология — перенос на объект качеств других объектов (в частности, бионика).

1.2 Аналогия — использование сходства с другими объектами.

1.3 Гомология — более глубокое структурное сходство объектов.

1.4 Генкодирование — разработка и использование кода, единого структурного качества.

II. Квантификация — преобразование качественных характеристик в количественные.

2.1 Интеграция — объединение, слияние качеств.

2.2 Фрагментация — дробление качеств.

2.3 Мультипликация — умножение, ритмизация форм.

2.4 Фазилизация — стирание качественных границ, переход к нюансам в сопоставлении форм.

III. Кинетика — акцентирование движения.

3.1 Динамизация — ассоциативная активизация форм.

3.2 Импульсация — ритмичное акцентирование качеств.

3.3 Трансформация — преобразование форм.

3.4 Суперпозиция — вынос на передний план отдельных элементов, обострение образа.

IV. Виртуализация — достижение эффекта заимствованием качеств объектов другой сферы.

4.1 Адаптация — приспособление к новой сфере.

4.2 Рекурсия — повторное рассмотрение решений и показателей.

4.3 Инверсия — изменение порядка функциональных и пространственных связей.

4.4 Дендроэскалация — разветвление и развитие идеи, стилистическое обобщение.

Конечно, не все свойства объекта, служащего аналогом, следует в обязательном порядке переносить на предмет проектирования. Если ловчие сети паука принимаются за образную основу проектирования вантовых и сетчатых покрытий, совсем не обязательно делать их липкими. Хотя и здесь есть над чем подумать.

П. Хилл обращает внимание не только на стимулирующие обстоятельства генерирования идей, но и на тормозящие. Препятствия к творчеству могут иметь личный характер: это отсутствие гибкости мышления, влияние силы привычки, чрезмерная специализация, а также боязнь критики и подавляющее влияние авторитетов.

Препятствия внешнего, организационного порядка связаны с недоверием к оригинальному решению и ограничением творческих импульсов мыслящих сотрудников. Неустойчивая стратегия руководства, приводящая к разногласиям и частым изменениям основных решений, нежелание риска и полная удовлетворенность существующим положением, готовыми решениями и т.д. — все вместе оказывает губительное влияние на индивидуальный творческий потенциал.

Психологические последствия этих ситуаций полностью отражаются и на учебном процессе.

Разработка идей завершается целым парадом итогов работы творческого воображения. Выясняется, что чем больше конкурирующих идей, тем сложнее выбор. А отобрать нужно от силы два полярных варианта. Более того, накопленный идейный материал теперь представляется базой ресурсов для принятия окончательного решения, достойного разработки. Творческий кризис разрешается мгновенной догадкой, кристаллизацией самой впечатляющей и одновременно технически целесообразной идеи, озарением.

4. Озарение есть долгожданный результат труда творческого воображения, но приходит оно, как правило, вне времени работы над заданием, а на отдыхе, при случайном взгляде на предмет, порождающий молниеносно цепочку ассоциаций, которая свяжет воедино разрозненные и противоречивые идеи.

Успех необходимо сразу же закрепить схемой, текстом, рисунком, цветом, даже если счастливая мысль пришла ночью — иначе она рассеется и никогда не вернется.

Озарение не поддается насилию, напору (всем известен феномен безуспешного поиска очков), но было бы иллюзией считать, что мозг отдыхает, если вы эту смертельно надоевшую, хотя и творческую, работу отложили.

Озарение может прийти и в стрессовой ситуации, если выясняется, что работу нужно представить уже завтра, а не через неделю, или обсуждение показало резко негативное отношение к вашим замыслам. Мобилизацию творческого мышления вызывает и торжественно обставленная учебная клаузура на неизвестную тему, ограниченная сжатыми сроками. Предшествующая клаузуре подготовка в виде освежения образной памяти, догадок относительно темы, обдумывание форм графической подачи, тревога создают в целом благоприятную по своей психологической напряженности обстановку, которая, может быть, и высечет искру озарения.

Этот феномен творческого мышления еще не раз повторится, даже на этапе рабочего проектирования. Последующие озарения могут поддержать осознание правильности развития проектного замысла, но могут и перечеркнуть прошлый успех, обесценить блеск первого озарения. Тем не менее и архитектор, и дизайнер должны привыкнуть к тому, что постоянное обдумывание (обязательно с карандашом в руках!) проектного задания и этапов проектирования, соединение, расчленение, возврат идей есть форма профессионального существования с маленькими недолговечными праздниками творческих удач.

5. Проверка окончательно сформированного решения на эстетическую полноценность, функциональную целесообразность, возможность его безболезненной реализации техническими средствами позволяет выяснить, удалось ли сберечь свежесть и художественную непосредственность проектной идеи в процессе ее формализации сухой графикой чертежа.

Есть ли рецепты избежать этого неприятного превращения?

Сначала нужно установить, в чем эффект притягательности удачного эскиза проектной идеи. Может быть, в выразительности ассоциации, точно соответствующей задаче и предлагающей неожиданное и оригинальное ее решение. А может в привлекательных, нестандартных приемах компоновки экспозиционного материала — видеоряда (расположение проекций под углом, совмещения проекций — план-фасад, разрез-перспектива, рекламная броскость и т.п.). Или в драматургии графической подачи, ее стилистической цельности, умении не перейти границу, отделяющую профессиональную лихость от вульгарной небрежности авантюриста, упустившего время на художественную подготовку.

Сохранить в неприкосновенности формально и даже содержательно первоначальный замысел не удастся. Это и не нужно. Художникам хорошо известно, что авторская копия с понравившегося по сюжету и технике произведения никогда абсолютно не повторит оригинал. Проектная идея должна развиваться, приобретать связь с материальным миром, ее отображение в графике становится вещественным документом проектного решения, где действуют свои законы образной преемственности. И лучшей памятью первому наброску будет демонстрация последовательного созревания замысла в рабочих материалах, приложенных к готовому проекту. Поэтому в учебной работе очень важно соблюдать правило сохранения в записях, чертежах, рисунках данных о хронике проектирования — они свидетельствуют о динамике профессионального созревания дизайнера и представляют материал для аргументированной пояснительной записки.

Непосредственность и живость эскиза (клаузуры) получают продолжение в уравновешенной грамотной компоновке проекций, точности пропорций и членений, деликатности вкуса в подборе цвета и антуража. Таким образом, художественная ценность стартовой идеи подтверждается не ее монотонным тиражированием, а развитием и логичными преобразованиями формы и содержания. Так, формы дольмена, послужившего прообразом капеллы Роншан, утратили угловатость и неопределенность каменных глыб, но приобрели новую пластическую выразительность массивной крыши и бетонных стен, пронизанных цветными лучами света.

Более детально вопросы образного соотношения исходного замысла и его проектного завершения изложены в разделе V настоящего пособия.