1

Ассоциации.

Мы уже так часто использовали это понятие в различных смысловых связях, что пора его рассмотреть подробнее.

Один из видов классификации подразделяет человеческую деятельность на репродуктивную и творческую. Репродуктивным является, например, производство стандартного кирпича по уже отработанной технологии, или использование в проектной практике типового проекта. К творческой деятельности, соответственно, относится разработка нового вида кирпича и оригинального архитектурного проекта. В творческой работе всегда ставятся новые задачи и, хотя результат их решения программируется, он остается неизвестным до конца творческого процесса [54, 77].

В творчестве, инструментом которого является художественное мышление, различают виды искусств изобразительные и выразительные. Если в живописи, скульптуре основные объекты созидания представлены образами предметов и явлений, изображенных красками, в бронзе и камне, то в архитектуре это — выразительность организованной среды.

Эффект выразительности замысла, результата работы и его восприятия не будет достигнут, если авторам не удастся выйти за пределы прагматического языка, поясняющего их решение цифрами, расчетами, объемами затрачиваемых материалов. Язык творчества требует привлечения таких образных аналогов, которые стимулируют фантазию и воображение, конструктивно скрепляют союз практичного и эстетического, вызывают эмоциональное сопереживание, пафос взаимопонимания.

В проекте здания нью-йоркского аэропорта архитектор Э. Сааринен оперировал аналогом силуэта летящей птицы. Архитектор Й. Утцон в проекте Сиднейского оперного театра воспользовался аналогией паруса (см. рис. 11.7.25). В образе Атомиума (Брюссель, Всемирная выставка 1958 г.) очевидна аналогия с моделью атома (рис. III.4.27). В сферическом куполе римского Пантеона реализована идея глобального пантеизма. Театр Советской армии в Москве спроектирован в плане в виде пятиконечной звезды.

Приведены только наиболее яркие примеры акцентирования функционального содержания через поддерживающие архитектурную идею образные аналоги. Можно отметить, что прямая аналогия архитектурного образа подводит качество выразительности архитектуры к границам изобразительности.

Прямая или скрытая ссылка на образный аналог включается в работу и над архитектурными произведениями, в т.ч. дизайна, не претендующими на демонстрацию пафоса высокой социальной значимости. В общих принципах планировочных решений зданий употребляют аналоги гребня, трилистника, веера, кольца, бруска, т.е. в терминах общепонятных значений. Корреляция функции и художественного образа отражена в здании детского сада, формы которого напоминают детские кубики.

Поиск нужного аналога осуществляется посредством ассоциативных связей, вовлекающих образ предмета, явления в процесс художественного мышления. Уместная ассоциация, обеспечивающая психологическую связь между художественной идеей, процессом ее реализации и восприятием, действует как катализатор, вызывающий кристаллизацию в насыщенном растворе.

Источником ассоциаций выступают прежде всего отображающие объекты и явления понятия, в смысловом отношении близкие задачам проектировщика — при формировании замысла по силуэту, членениям, цвету.

Ассоциации.

В исторической проекции ассоциативный арсенал постоянно обогащается образами, сопутствующими развитию цивилизации. Формирование архитектурных стилей в значительной степени опиралось на активное использование ассоциаций — антропометрических, зооморфных, тектонических, технических, отражающих состояния, движение и т.п.

Выше было показано, что основой пропорционального строя и модулированности монументальной архитектуры древности была их соразмерность человеческому телу. На ассоциации дорического ордера с телом обнаженного атлета, а ионического — с изящно драпированной фигурой девушки указывает Витрувий [26].

Колонны древнеегипетских храмов имеют образную аналогию со стволами пальм, пучками тростника с соответствующими формами капителей в виде листьев или цветов.

Известна легенда о заимствовании скульптором Каллимахом образа аканта, проросшего сквозь прутья корзины, в создании формы коринфской капители (рис. III.4.28) [145].

увг

Ассоциации.

В концепциях популярного сейчас учения фэн-шуй понятия и рекомендации также наложены на зооморфные и цветовые ассоциации.

Любопытно, что вначале объектом внимания как источники художественного вдохновения были симметричные растительные формы, притягательные своей геометрической организованностью: пяти—шестилепестковые цветы, листья винограда или аканта, колосья. В последующем архитектурной интерпретацией были охвачены и асимметричные, иррациональные формы. Эпоха готики представлена богатым набором растительных орнаментальных ассоциаций на материале среднеевропейских лесов. Каковы бы не были параллельные аналоги силуэта куполов русских церквей, бесспорны их ассоциативные связи с формой луковицы, сосновой шишки, соцветия татарника.

Прямые зооморфные ассоциации связывают архитектуру и дизайн с формами животных и насекомых. Речь идет не об их включении в архитектурный орнамент в натуралистическом или стилизованном виде, а скорее о художественной переработке исходного образа. Так, образной связи с аналогом не теряют стеклянные козырьки входов в парижское метро начала XX в., напоминающие крылья стрекозы или плавники рыб (архит. Г. Гимар) [рис. III.4.29), а причудливые формы творений архитектора А. Гауди не оставляют сомнения в их родстве с моллюсками. Особенно широко эксплуатировались ассоциации с биоформами моря в архитектуре модерна во многом благодаря исследованиям немецкого биолога Э. Геккеля, издавшего книгу Общая морфология организмов, иллюстрации которой поразили художественное воображение   современников   фантастической необычностью морских животных и растений (см. рис. 1.4.13) [150].

Вычленение из качеств предметного мира морфологических (формообразующих) аспектов более сложных образных конструкций расширило диапазон ассоциаций до понятий тектоники, движения, углубило и одновременно абстрагировало их смысл до уровня легкого намека на источник. В грамматическом смысле аналог-подлежащее приобрел прилагательное: летящий, ползущий, шагающий, рубящий, складчатый, свернутый, устремленный. Были задействованы технико-математические понятия: парабола, спираль, волна, клавиши, барабан, корабль, цитадель, зонт, пузырь, паутина, подкова...

Выяснилось, что наиболее эффективно воздействуют на сознание интригующе привлекательные тонкие ассоциации, деликатно подсказывающие их происхождение и приглашающие наблюдателя подключить свое воображение, чтобы понять метафизику замысла. Это можно проиллюстрировать простым упражнением на угадывание в группе точек силуэта пространственной фигуры (рис. 111.4.30), формы созвездий.

В то же время изобилие ассоциаций, нагроможденных в одном произведении, утомляет наблюдателя пестрым базаром форм и идей, которые глушат главный замысел, обертон произведения. Вывод — ассоциации должны быть лаконичными.

В процессе творческой разработки архитектурного и дизайнерского проекта возникают ассоциативные пары, составленные из названия проектного элемента и усиливающие смысл определителя. Вместе они создают метафору — акцентированное образное определение объекта посредством его смыслового сопряжения с аналогом или определенным качеством аналога.

Ассоциации.

 

Ассоциации.

К метафорам можно отнести пары лес колонн, ладони площадей, тяжелая колористика, звучный цвет, летящая крыша, фонтан идей. Задачи метафоры — вызвать эмоциональный резонанс психики наблюдателя, сделать максимально понятным образный строй произведения. В решении этой задачи нередко пользуются парадоксальными метафорами: черное солнце, зияющие высоты, холодный огонь, горизонтальный небоскреб. На парадоксальных ассоциациях строятся проект здания музея в Каракасе (архит. О. Нимейер) в виде перевернутой пирамиды или также перевернутая стеклянная пирамида канадского павильона на Экспо-70 в Осака (рис. Ш.4.31). Современная архитектура все чаще оперирует ассоциациями, разрушающими традиционные представления о нормальном виде здания.

Относительно простые ассоциации, созвучные активному развитию технической цивилизации и соразмерные ее этапам и достижениям, использованы в конструктивных проектах и архитектурном футуризме начала XX в., отражающих общую устремленность вверх и успехи радиосвязи (рис. III. 4.32) [29].

Выразительность архитектуры современной эпохи высоких технологий в большинстве случаев не нуждается во внешней ассоциативной поддержке и опирается главным образом на композиционную самодостаточность форм, членения которых строятся на учете или отрицании гравитационных сил, композиционных сочетаниях массы и пространства, динамичности.

 

Ассоциации.

В то же время как реакция на антигуманизм технического прогресса существует и полярная тенденция к ретро архитектуре, особенно заметная в дизайне интерьеров [58].

Энергетика визуальных впечатлений генерируется преимущественно контрастными сопоставлениями композиционного материала.

Характерная особенность современного дизайна микросреды — жилого дома, квартиры, — порожденная стремлением психологической компенсации гипертрофированной интенсивности городской жизни, состоит в создании индивидуального изолированного пространства, имеющего тем не менее все компоненты социальной среды. Интерьер жилища приобретает свойства приватного экстерьера. Его пространство почти беспрепятственно просматривается за счет бескоридорной связи помещений. Интеграция всех функций в едином пространстве гостиной вызывает ассоциации с внутренним двором семейного дома, на который раскрываются остальные помещения. Модным приемом стали сюжетные ассоциации: в сельском стиле с обнаженной кирпичной кладкой стен и грубо отесанными балками; диванных альковов, вызывающих ассоциации посиделок у костра; антикварного магазина, этнических или исторических имитаций (рис. 111.4.33). Все они отражают, в меру возможностей, тайные или явные художественные предпочтения и социальные амбиции обитателей, выявленные и материализованные в сотрудничестве с грамотным дизайнером, способным придать профессиональное достоинство даже кичу, к которому интуитивно тяготеет заказчик. Из предметного наполнения интерьеров высоким потенциалом ассоциативной образности обладает офисная, кухонная и дачная мебель, главным образом стулья. Для опытного ценителя композиционной гармонии

Ассоциации.

слияние в едином образе эргономики, тектоники, цвета и фактуры, технологии изготовления, изысканных пропорций доставляет особое эстетическое наслаждение (рис. 111.4.34), а для начинающего дизайнера упражнения по проектированию этих предметов дают прекрасный опыт композиционной тренировки [55, 76, 97].

Суммируя представления о средствах формирования композиции, перейдем к конкретным приемам ее организации. Напомним, что к основным композиционным средствам относятся: пространственное ограничение и целостность, определенность размера и формы, вид симметрии, членения, фактура и цвет поверхности, тектоника, ритмичность, контрастные и нюансные сопоставления, соподчиненность, масштабность, ассоциативные проекции. Каждое средство обладает собственным набором инструментов, часть которых может принадлежать к смежным средствам. Например, тектоника включает представления о материале, его массе и весе, гравитационных ассоциациях, симметрии и асимметрии. Понятие масштабности оперирует, в принципе, теми же структурными понятиями.

Ряд свойств вовлекается в композиционные рассуждения в виде оппозиционных пар: тяжелое—легкое, симметричное—асимметричное, тождество—контраст, ритм—метр, горизонтальное—вертикальное, компактность—расчлененность, плотность—транспарантность, гармония-диссонанс и т.д.

Формирование композиции — процесс, предусматривающий логическую последовательность мышления и очередность ввода композиционных средств. Акцент на достижение художественной гармонии и эмоциональной напряженности выносит на первые позиции обобщенную идею, представляющую генетическое ядро, композиционный код, в котором зашифрованы ассоциативные связи с функциональным и образным аналогом, иерархия средств.

Композиционный код представляет собой генеральную предпосылку работы, обуславливает рамки сохранения и развития целостного образа, защищает его от искуса обогатить художественную палитру творческого замысла второстепенными ассоциациями.

Эксперименты построения гармоничной композиции целесообразно начинать с упражнений по комбинаторике на плоскости, учитывая, что изображение, реализуемое технически как двухмерное, психологически всегда расценивается как пространственное, а это расширяет образный диапазон композиционного кода.

Оперативные возможности дизайнера обеспечивает техника аппликации, закрепляющая варианты подбора и взаимного расположения деталей.

Ассоциации.

Для разработки плоскостной композиции в этой технике необходимо подготовить цветную бумагу, ножницы и резак, металлическую линейку, резиновый клей, лист картона для резки деталей композиции. Работе должны предшествовать упражнения по выявлению однозначных свойств: тектоники, статики—динамики, симметрии и т.д. Относительная успешность разработки композиции гарантируется условиями, составляющими некий стартовый рецепт.

1. Эскизная  разработка  композиционного кода, конкретизирующая область поиска образа в направлениях    абстрактной  гармонии  форм, тектонической выразительности, ассоциативной аллюзии (намека на сюжетный аналог). Не следует слишком долго задерживаться этом этапе, который может спровоцировать усложненный рисунок композиции. Важно определиться в принципе решения, а конкретная последующая игра вырезанных из бумаги деталей даст новые им пульсы в развитии замысла.

2. Выбор размера и ориентации плоскости изображения, ограничивающей композиционное поле. Рекомендуется использовать черную или нейтрального цвета бумагу фона для повышения цветовой контрастности композиции или просто лучшей ее читаемости.

3. Подготовка элементов композиции, сомас- штабных плоскости изображения; в их число должны входить: доминантный элемент (пятно); не сколько меньших элементов метроритмичного ряда, связующие и определяющие координатную ориентацию осей детали в виде тонких полос бумаги; доборные элементы акцентирования и уравновешивания композиции.

4. Вариантная компоновка элементов, переводящая на конструктивные рельсы замысел и позволяющая его уточнить. Не рекомендуется включать в поиск композиционного решения более 6— 8 элементов, а по цвету — не более 2—3 цветов (лучше, если они связаны по принципу дополнительности). Предпочтительно использовать элементы ортогональной формы, модулированные на основе подобия квадратов, прямоугольников, золотого сечения — на них лучше отрабатывается чувство пропорции, соразмерности, согласованности в ориентации. При включении других форм рекомендуется подбирать геометрически правильные фигуры: круг, равносторонний или равно бедренный прямоугольный треугольники. Тренировка вкуса подскажет вам пределы целесообразности объединения в одной композиции этих форм.

В процессе вариантной компоновки может обнаружиться нехватка или избыток отдельных элементов. Следует придерживаться тактики достижения максимальной выразительности предельно лаконичными средствами; явно лишние элементы нужно без сожаления убрать и обойтись без до-борных деталей, уделяя главное внимание решению конкретно обозначенной композиционной задачи.

5. Закрепление композиции на фоне резиновым клеем.

Полный набор рецептурных элементов не обязателен, доминанту массы может заменить ее имитация контуром. При достаточной убедительности равновесия композиции отпадает необходимость в акцентирующем элементе.

Ниже приведены примеры плоскостных композиций абстрактно сбалансированных, тектонических, ассоциативных (рис. III.4.35). Из других видов композиции можно упомянуть матричные, технологически обусловленные, иллюзионные, орнаментальные.

Главным принципом построения орнаментальных композиций является позиционное сочетание одинаковых элементов (модулей). К числу основных операций по построению орнамента относятся: отражение, поворот, перенос [119].

Отражение — это композиционный прием зеркальной симметрии. Поворот— повторение модуля его вращением вокруг осей. Перенос (трансляция) — линейное или угловое перемещение модуля (рис. III.4.36).

Простейшим инструментом демонстрации орнамента, образованного отражением, является калейдоскоп. Наблюдаемые в нем композиции создаются использованием довольно простых форм за счет их ритмичного сочетания.

К орнаментам, сформированным вращением на определенный угол вокруг центра, относятся звездчатые, кольцевые, круговые композиции.

К ним также причастен эффект калейдоскопа.

Методом переноса создаются орнаменты, в которых образующие модули переносятся в линейном направлении или с ритмичной сменой вектора. К ним относятся ленточные и матричные орнаменты, причем некоторые из них можно представить как результат компоновки различных модулей или сложение одинаковых.

Зная несложные законы формирования орнамента — сочетание ритма и модульности — можно грамотно сочинять любые орнаментальные композиции.

Попробуйте свои силы в компоновке орнамента по приведенным схемам, используя в качестве модуля простые формы, мелкие бытовые предметы. Большая оперативность и результативность таких композиционных игр достигаются использованием компьютера.

Накопленный опыт формирования абстрактных плоскостных композиций успешно реализуется при составлении предметных композиций из подсобного материала: скрепок, спичек, пуговиц, отработанных фломастеров, засушенных растений, фасоли, еловых шишек, деталей сломанных электроприборов и т.п. Создание таких композиций требует развитого воображения, сохранения серьезности и ответственности в подборе и компоновке деталей, несмотря на нередко ироничный и юмористический оттенок художественного замысла, а также навыков пространственного макетирования, речь о котором пойдет ниже.

МАКЕТИРОВАНИЕ. Мы должны прервать изложение материала о свойствах композиции и средствах ее организации для того, чтобы подготовиться теоретически и практически к макетированию, навыки которого необходимы для изучения пространственных видов композиции [53, 83].

Ассоциации.

Макетирование используется в архитектуре и дизайне как одна из форм рабочего проектирования и подготовки экспозиционного материала. Рабочий макет масштабной модели сооружения дает возможность более наглядно оценить качество пространственного решения, наметить пути его корректировки. Он выполняется в эскизном виде и допускает возможность перемещения деталей. Экспозиционный макет в стилистическом и реалистическом исполнении демонстрирует достоинство представленного проекта. Для изготовления рабочих макетов используют бумагу, крафткартон, соблюдая точность выкройки деталей и приемы их скрепления в мере, необходимой для уточнения проектного замысла и технологии работы над экспозиционным макетом. Рабочее макетирование считается одним из наиболее эффективных методов проектирования.

Для изготовления макетов из бумаги и картона (удобных в работе, прочность которых достаточна для недолговечных учебных проектов) нужно подготовить материал, инструмент и оборудование. Бумага и картон, белые и тонированные, подбираются плотные, достаточной толщины и гибкости, предпочтительно с фактурной поверхностью. Хорошие возможности для макетирования у пенокартона, цветных прозрачных и плотных пленок, имитирующих, например, текстуру дерева, и т.п. В редких случаях для конструктивной прочности макета могут понадобиться каркасные материалы: металлические спицы, тонкие деревянные планки. Точность склейки форм чистовых макетов зависит от точности выкройки, которую следует внимательно и аккуратно вычертить на бумаге, натянутой на подрамник так, чтобы она без зазоров прилегала к поверхности подрамника, ибо после вычерчивания выкройки ее нужно будет вырезать скальпелем или специальным макетным ножом. Кроме того, натянутая бумага лучше окрашивается (если в этом появится необходимость). Выдвижные резаки с обламывающимися лезвиями рекомендуется проверить на качество зажима лезвий. Для вырезки или насечек циркульных линий рекомендуется использовать толстую иглу, коней которой спилен или заточен до вида острой отвертки; игла вставляется в ножку циркуля. Круговой резак можно изготовить подобным образом из гвоздя толщиной 3 мм. Лезвие безопасной бритвы используется на ремонтных работах: срезке пятен, кромок. Ножницы лучше использовать цельнометаллические, пластиковые кольца ножниц при больших нагрузках вырезания часто ломаются. Кроме подрамника требуется отдельная  разделочная доска: лист фанеры или картона размером примерно 40 х 40 см (для работы с деталями небольших размеров). В качестве направляющих для резки материала рекомендуется металлическая линейка длиной 30—40 см, лучше из толстого металла.

Для вычерчивания выкройки потребуется обычный набор чертежного инструмента: готовальня, угольники (лучше прозрачные), карандаши, резинки. Для склеивания деталей с небольшими поверхностями склейки (с зубцами, кромками) используется густой клей ПВА, наклейка широких тонких цветных бумаг или пленки без клеевой основы лучше всего осуществляется резиновым клеем, от которого бумага не коробится. Выклеивать мелкие детали и склеивать сложные детали макета встык без использования кромок рекомендуется клеем, изготовленным из растворенного в ацетоне целлулоида, белого или прозрачного, до консистенции сливок. Клей наносится по шву склейки металлической спицей и быстро высыхает, обеспечивая надежную прочность. Клей канцелярский силикатный, Момент, клеящую палочку следует исключить из работы над макетом.

Для временного пригружения и фиксации склеенных деталей пользуются металлическими грузиками, скотчем, тонкими булавками, пинцетом.

При разработке выкройки даже простейших пространственных форм требуется точность, аккуратность, предусмотрительность. Работая над выкройкой, вы как бы прослеживаете последовательность ее склейки. Надо иметь в виду, что выкройка при ее подготовке может располагаться изнанкой вверх, что поможет сохранить чистоту лицевого слоя. Чтобы получить качественную выкройку макета сложной формы, особенно с криволинейной поверхностью, нужно вспомнить упражнения начертательной геометрии по координатному переносу ортогональных проекций, развертке поверхностей вращения.

Учтите, что и бумага имеет толщину; если этого не принимать во внимание, склееная модель может оказаться перекошенной.

Не пожалейте времени на продумывание формы выкройки, последовательности склеивания на пробном макете. Успешной дизайнерской работе, повторим, всегда предшествует эксперимент.

Швы сгиба выкройки нужно слегка надрезать со стороны, обратной направлению сгиба, тогда ребро перелома формы будет четким, а грани надреза — недеформированными. Чтобы обеспечить устойчивый плавный изгиб поверхности, нужно сделать серию надрезов, параллельных образующей изгиба.

Если бумага, предназначенная для поверхности вращения, достаточно упруга, ее можно без надломов выгнуть о край стола, прижимая к нему продольно-возвратными движениями. Тонкие цилиндрические детали (колонны) удобнее свертывать в многослойные трубки из тонкой бумаги; их моделирование из толстого ватмана дает некачественные результаты.

Для склеивания макета на выкройке предусматривают контактные кромки — для прямоугольного шва, и зубцы — для склеивания цилиндрического (или вообще любого криволинейного) объема шириной не более 0,5 см. С получением опыта работы с целлулоидным клеем можно обойтись и без кромок. Чтобы отвернуть кромку в положение, удобное для склеивания с противоположной гранью, рекомендуется прижать вдоль линии шва линейку и легким движением тупой стороны ножа постепенно отжать ее на 90°. Таким же способом можно сгибать и детали.

Для подготовки к склеиванию цилиндрических деталей одинакового диаметра используют сердечник в виде круглого карандаша или подобного предмета. А в целом для работы над макетом нужно активизировать свою изобретательность.

Перед склеиванием необходимо насухо сформировать объем макета временными кондукторами (держателями), определить последовательность сборки и лишь после этого, проверив качество клея, приступить к завершающей стадии работы.

Как правило, на начальной стадии обучения макетированию разрабатываются монохромные (белые) модели. Они повышают уровень ответственности и опрятности в работе, не прячут ошибок, не отвлекают внимание на достижение побочных эффектов. Тем не менее цвет может стать активным средством повышения выразительности макетной композиции. Красить части готового макета не следует. Задачи колористики решаются либо монтажом деталей, уже выкроенных из цветного материала, либо уместным вклеиванием цветных поверхностей (напоминаем — только резиновым клеем).

Первое упражнение по макетированию принято выполнять на форме куба, затем цилиндра или конуса, выкройки которых представлены на рис. III.4.37.

Работа над макетом требует организованности, точности в работе и стерильной чистоты рабочего места, инструмента и рук. Небрежный, в спешке выполненный, грязный макет дискредитирует автора и его работу. Склеенный макет должен быть установлен на соответствующем по размеру объемном подмакетнике, склеенном в виде плоской коробки из того же материала.

В дальнейшем можно приступать к выполнению макетов более сложной формы, имеющих врезки и вставки.

Ассоциации.

Для макетов правильных многогранников готовят выкройки на основе правильных треугольников, пятиугольников, шестиугольников с равной длиной сторон (рис. Ш.4.38, 39).

Изучение архитектурной композиции преследует цель композиционной подготовки в материале, ассоциированном с объектами проектирования и строительства: зданиями, монументами, площадями, входящими и в сферу деятельности дизайнера. По характеру визуального восприятия различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, глубинную. Объекты одного и того же пространства могут представать перед наблюдателем, последовательно меняя композиционный статус.

Представьте, что вы стоите на городской площади.

Здание на противоположной стороне площади, рассматриваемое издалека, демонстрирует фронтальную композицию, которую статичный наблюдатель видит по оси, перпендикулярной фасаду. Фасад при этом является композиционным полем этого здания. Если есть возможность обойти дом вокруг, то в движении он воспринимается как объект объемной композиции, как и памятник в сквере.

 

Ассоциации.

Ассоциации.

Проходя через площадь, вы ощущаете себя в пространстве, окруженном домами, деревьями, сквозь которые меняется вид на окружающую среду. Сейчас эта площадь рассматривается как явление глубинной композиции. Конечно, есть такие архитектурные объекты, которые по сумме признаков можно безоговорочно отнести только к одному виду композиции, но все же подчеркнем относительность классификации и наличие шансов увидеть любой объект в любой из трех композиционных ипостасей.

Фронтальная композиция

(рис. 111.4.40). Этот вид композиции типологически остается в пределах геометрии плоскостной формы, хотя составляющие ее элементы и членения могут иметь трехмерные параметры (ступенчатость, наклонные детали) и даже имитировать глубинную композицию вводом деталей, создающих иллюзию многоплановости, например, перспективный портал, взаимоналожение архитектурных экранов на фасады барочных зданий. Подобные приемы используются и в дизайне интерьеров, когда есть необходимость визуального расширения пространства — устройством ниш, вводом ступенчатых деталей: пилястр, угловых смещений плоскости стен, снимающих впечатление монотонности плоской поверхности.

 

Ассоциации.

При разработке фронтальной композиции обычно оперируют фоновыми поверхностями спокойных пропорций, сбалансированными горизонтальными и вертикальными членениями, рассчитанными на наблюдение под прямым углом к поверхности. Контрастные соотношения высоты и ширины, асимметричность несущей формы и расположения на ней элементов, членения, создающие впечатления динамичности, разрушают эффект фронтальности, статичности, покоя. С другой стороны, впечатления фронтальности объекта можно добиться вводом структур, принимающих на себя функцию предмета оценки: решеток, ритмично расставленных реперов (столбов, арочного ряда, флагштоков), объединяющей фронтальной полосы (фриза) и т.п. Т.е. эффект фронтальности можно восстановить или подтвердить объектами, непосредственно и материально не принадлежащими композиции, но визуально учитываемыми.

Фронтальная поверхность представляет поле для любых композиционных игр: разбивки членениями в ритмичных и метричных отношениях, демонстрации масштабности и тектонических характеристик, фактуры, плотности и транспарантности массы, иллюзии глубинности, выявления композиционной доминанты и акцентов.

Деление фронтальной поверхности на нечетное число элементов упрощает задачу центрирования композиции в архитектуре (рис. 111.4.41). Четное число элементов оправдывает и предполагает логику децентрализации композиции. В интерьерах крупного масштаба целесообразно применять систему метричных членений, для малых пространств более подходит аритмичность.

В построении асимметричных композиций с включением пространственных элементов, цвета, фактуры полезно учитывать рецепты организации плоскостных композиций, изложенные выше. Особое внимание при этом уделяется пропорциональной обусловленности членений и деталей, лаконичности формы.

Относительно слабая пространственная выраженность членений фронтальной композиции делает особенно значимыми условия ее освещенности, причем камеральные условия интерьеров требуют в этом случае специального подхода, учитывающего преобладание искусственного освещения.

Формальные приемы организации композиции опираются на различные пропорциональные системы разбивки композиционного поля и виды пространственных сочетаний элементов (рис. 111.4.42).