ГЛАВА 11. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Часть III. Основные виды композиции

ГЛАВА 11. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

11.1. Виды фронтальной композиции. Соотношение коорди­нат по фронту может быть равным или близким к равенству, либо контрастным с преобладанием го­ризонтальной или вертикальной координаты (рис.169).

Примером развития фронталь­ной композиции примерно в рав­ной степени по горизонтальной и вертикальной координате может служить Звонница Новгородского Кремля (рис.170). Фасад собора в Барселоне архит. Гауди решен как фронтальная композиция, развитая по вертикали (рис.171). А фасад здания лабораторий Пенсильван­ского университета архит. Л. Кана имеет основное развитие по гори­зонтали (рис.172). Чрезмерное раз­витие горизонтальной координаты нетипично для фронтальной компо­зиции, так как в этом случае начи­нает работать глубина пространства вдоль фронта (рис.173). Чрезмерное развитие вертикальной координаты приближает фронтальную компози­

цию к объемной (prtc.174). Фрон­тальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение (рис.175). Примером симметричного построения может служить Дом Пашкова в Москве архит. В.Баженова (см. рис.165). А фасад храма Иоана Предтечи в Пскове имеет асимметричное по­строение (рис.176). Фронтальная композиция может быть построена на основе одного — доминирующего объема, при подчинении ему всех остальных элементов; либо основу композиции могут составить не­сколько элементов, которые нахо­дятся в нюансных отношениях (рис.177).

image191

Рис. 169. Наиболее характерные соот­ношения координат для фронтальной композиции

Рис. 170. Звонница Новгородского

Рис. 171. Собор Саг- рада Фамилии в Барселоне. Архит. А Гауди

Глава 11. Фронтальная композиция 125image193

 

В композиции фасада дома Пашкова в Москве главный объем превалирует и подчиняет все дру­гие элементы сооружения. А фрон­тальная композиция лабораторий Пенсильванского университета со­стоит из элементов, близких по сво­им массам (рис.172). Метроритми­ческое расположение элементов не должно зрительно нарушать равно­весие композиции (рис.178). При использовании метроритмических закономерностей фронтальность по­верхности может восприниматься искаженно. Например, при распо­ложении одинаковых элементов с ритмически изменяемым интерва­лом (рис.179) и ритмически изме­няемой величиной элемента по

фронту (рис.180) у зрителя появля­ется иллюзорное ощущение закруг­ленности фронтальной композиции. При ритмическом изменении высо­ты элемента возникает ощущение перспективного сокращения, что зрительно разрушает фронтальное построение (рис.181).

11.2. Приемы и средства постро­ения. Приемы использования свойств объемно-пространственных форм. Для построения фронтальной композиции предпочтительнее ис­пользовать элементы первой стерео­метрической группы — параллеле­пипеды (кубы, как частный слу­чай), так как вертикальные прямо­линейные плоскости этих тел наи­более типичны для фронтальной композиции.

126 Часть III. Основные виды композиции

image195

По соотношению координат лучше использовать плоскостные элементы. Развитость этих тел по двум координатам создает актив­ный фронт.

Это не исключает возможности при построении фронтальной ком­позиции использовать объемные и линейные элементы любых других стереометрических очертаний.

В архитектурной композиции наиболее типичным является при­менение одинаковых или подобных форм. В некоторых случаях воз­можно использование двух-трех различных форм.

Изменение величины элементов в горизонтальном и вертикальном направлениях дает возможность найти между ними соотношения, создающие целостность и единство композиции. Последовательное из­менение величины элементов (уве­

личение или уменьшение в одном направлении) может привести к зрительному разрушению фрон­тальной поверхности.

Массивность элементов состав­ляет основу фронтальной компози­ции. Изменение массивности форм, а также соотношения между про-

странством и массой влияют на ха­рактер композиции.

Превалирование пространства над массой элементов может приве­сти к разрушению фронтальной композиции (рис.182).

Наиболее характерным для фронтальной композиции является такое положение форм в простран­стве, когда доминирующая ось и взаимоперпендикулярные грани параллельны осям координат. Это не исключает возможности поворо­та или наклона элементов в допу­стимых пределах.

image197

 

Рис. 172. Лаборато­рии Пенсильванско­го университета. Архит. Л. Кан

Рис. 173. Схема. Чрезмерная разви­тость фронтальной композиции по гори­зонтали не харак­терна для этого ви­да композиции

Рис. 174. Схема. Чрезмерная разви­тость фронтальной композиции по вер­тикали превращает ее в объемную ком­позицию

Рис. 175. Схема. Симметричная и асимметричная фронтальная компо-

128 Часть III. Основные виды композицииimage199

 

интервалом, примкнуть один к другому, врезать один в другой (рис.183).

Наиболее невыразительным вза­имодействием между элементами является примыкание одного к дру­гому (рис.183, а). Врезка элементов воспринимается как активное ком­позиционное         взаимодействие (рис.183, б). Максимальный интер­вал между элементами допускается

Приемы расположения компози­ционных элементов. Во фронталь­ной композиции элементы можно расположить следующим образом: с

лишь в пределах их зрительной взаимосвязи (рис.183, в).

Для фронтальной композиции характерно такое расположение

Рис. 176. Церковь Иоанна Предтечи в

Рис. 177. Схема. Со­тов во фронталь-

Рис. 178. Схема. Ди­намическое равнове­сие во фронтальной композиции

Рис. 179. Схема. Зрительная иллю­зия искривления во фронтальной компо-

image201

Глава 11. Фронтальная композиция 123

124      Часть III. Основные виды композиции

image203

Глава 11. Фронтальная композиция 131

image205

Рис. 180. Схема. Зрительная иллю­зия искривления во фронтальной компо­зиции

Рис. 181. Схема. Ил- люзор/юе искажение фронтальности из- за ощущения перс-

Рис. 182. Схема. Разрушение фрон-

ции за счет прева­лирования про­странства между интервалами над их массой

Рис. 183. Схема. Расположение эле-

Рис. 184. Схема. Элементы компози-

единый фронт

Рис. 185. Схема. Сдвижка элементов

во фронтальной композиции Рис. 186. Схема. По­ворот элементов во фронтальной компо­зиции

Рис. 187. Схема. На- фронтальной компо-

132

Часть III. Основные виды композиции

image207

элементов, когда поверхности их составляют единый фронт (рис.184). Для получения более пластичных композиционных решений можно использовать сдвижку (рис.185), по­ворот (рис.186), наклон (рис.187)

элементов. При этом необходимо учитывать, что эти приемы вклю­чают и активизируют пространство вокруг фронтальной композиции и в крайних пределах могут привести к разрушению ее.

Глава 11. Фронтальная композиция 133

Контрольные вопросы

1.  Чем характеризуется фронтальная

2.    Приведите примеры симметричных и асимметричных построений фронтальной

композиции в конкретных произведениях архитектуры.

3. В каких случаях нарушается фрон­тальность архитектурной композиции?

 

 

 

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}