1

Гостиница Волхов 2

ГЛАВА 14. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЫЯВЛЕНИЯ ФОРМ

Выявить поверхность, объ­ем, пространство значит подчерк­нуть особенность и характер про­странства, характер и положение в пространстве поверхности и объема, сделать их выразительными при направленном и рассеянном осве­щении и ясно воспринимаемыми зрителем, масштабными.

Работу над выявлением объем­но-пространственных форм можно разделить на два этапа.

На первом этапе необходимо выяснить особенности данной объ­емно-пространственной формы. Так, для поверхности и объема ха­рактерны: соотношения сторон, форма плана, силуэт, положение в пространстве и т.п. Для простран­ства характерны: развитость по осям координат, форма плана, сте­пень замкнутости, положение в пространстве элементов, организую­щих его, поверхности основания и перекрытия (в интерьерах), распо­ложение композиционного центра и доминанты в пространстве и т.д.

На втором этапе необходимо оп­ределить сумму средств и при­емов, с помощью которых можно выявить характер организуемой объемно-пространственной формы и которые способствуют ее вырази­тельности.

К основным приемам выявле­ния объемно-пространственных форм можно отнести членения, сопоставления контрастных поверх­ностей, сопоставления массы и пространства, введение учета и фактуры.

Наиболее распространенные средства выявления объемно-про­странственных форм — членения. В архитектуре членения могут

быть вызваны функциональной ор­ганизацией сооружения, конструк­тивным решением, идейно-художе­ственными соображениями.

В архитектурной композиции членения чаще всего возникают на основе разделения функционально­го процесса на отдельные звенья. Необходимость такого разделения возникает во всех видах функцио­нальных процессов; в технологиче­ских процессах промышленного производства, в различных видах организации общественной жиз­ни — культуре, спорте, учебе, на­учной деятельности и т.д.

В квартирах изолируются при­хожая, место приготовления пищи, лсилое пространство, место для сна, санитарные узлы и т.д.

Второй причиной возникнове­ния членений в архитектурных объемах может быть конструктив­ная структура архитектурных объемов.

В стоечно-балочных системах такими членениями являются ко­лонны, несущие стены, стеновые панели, каркасы стеклянных вит­ражей, конструктивные системы перекрытий. Некоторые конструк­тивные системы не требуют члене­ний, как, например, сплошные сте­ны и перекрытия, в которых конст­руктивная структура, скрыта за гладкими сплошными поверхностя­ми, или некоторые своды-оболочки, опирающиеся непосредственно на основание и представляющие собой сплошные железобетонные или ар- моцементные поверхности.

Очень часто конструктивные ре­шения создают основу композиции сооружения. Конструктивные эле­менты не скрывают, а напротив,

ГЛАВА 14. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЫЯВЛЕНИЯ ФОРМ

делают отчетливо видимыми, вся­чески подчеркивают и выявляют работу конструкций (рис. 274).

Наконец, могут возникнуть чле­нения, вызываемые идейно-художе­ственными соображениями, напри­мер, необходимостью создания оп­ределенного образа произведения архитектуры или включения про­изведения декоративного искусст­ва — монументального панно, рос­писи, изобразительного рельефа, монументальной      скульптуры

(рис. 275).

В архитектурной практике чле­нения, вызываемые функциональ­ными и конструктивными причи­нами, не возникают механически, вне воли архитектора. Членения — это результат комплексного синте­тического решения задачи архитек­тором при учете всех требований: функциональных, конструктивных, экономических, художественных и т.д. И архитектор в целях достиже­ния художественно-образного реше­ния некоторые членения выявляет и подчеркивает, некоторые делает подчиненными, или вовсе игнори­рует, не нарушая конечно функци­ональной и конструктивной целесо­образности.

Исходной является общая ху­дожественная задача — достижение единства и целостности компо­зиции.

Крупномасштабные формы, ко­торыми оперирует архитектор, об­разуют реальную пространственную среду для людей. Нормальная жиз­недеятельность в ней человека тре­бует получения им точной и убеди­тельной информации о характере окружения, позволяющей свободно в нем ориентироваться. Получение этой информации о геометрических качествах внешней среды в основ­ном идет через зрительное восприя­тие. Еще раз нужно отметить, что в нем огромное значение имеет ис­торический опыт человечества, вы­работавший определенные механиз­мы представления и ориентации, в частности систему координатных констант. Эта система играет важ­ную роль в чувственном отражении пространства и ориентации в нем. Пространственные координаты со­ответствуют двум основным на­

Рис. 274. Стадион в Риме. Архит. JI. Нерви

Рис. 275. Библиоте­ка университета в Мехико. Архит. И. О'Горман

Глава 14. Значение принципа выявления форм 183

ГЛАВА 14. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЫЯВЛЕНИЯ ФОРМ

правлениям: вертикальному и гори­зонтальному, которые имеют осо­бенно важное значение в жизни-че­ловека. Вертикаль — это направле­ние силы тяжести. В большинст­ве случаев вертикальное направле­ние конструктивных опор, ограж­дающих несущих и несомых стен являются наиболее целесообразным и чаще всего встречаются в архи­тектуре.

Другое направление, перпенди­кулярное к направлению силы тя­жести — горизонт. Горизонтальная поверхность наиболее удобна для ходьбы людей, передвижения транспорта, расположения в боль­шинстве случаев технологического производственного оборудования. Этому соответствует направление перекрытий, полов и т.д.

Эти объективные условия мате­риального мира заставляют особо выделять, а в необходимых случаях акцентировать вертикальное и го­ризонтальное направления при по­

строении пространственной среды.

Выявление формы в архитекту­ре вызывается не только причина­ми психофизиологического поряд­ка. Здесь очень важна другая сто­рона. Архитектура не только отра­жает реальную действительность, но и участвует в формировании ма­териально-предметной среды для человека. Поэтому задача создания четкости и ясности восприятия всех элементов среды, способствующих наилучшей ориентации в ней чело­века, связана с качественным, эсте­тически выразительным решением этой среды.

Контрольные вопросы

1.   Назовите основные причины появле­ния членений на архитектурных объектах.

2.   Приведите примеры произведений ар-

3.   Всегда ли введение цветового пан­но способствует выявлению архитектурного объема?

184

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}