ГЛАВА 1. КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

ГЛАВА 1. КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

1.1. Сущность композиции. Творческая деятельность архитекто­ра состоит в организации опреде­ленного пространства для разнооб­разных общественных потребностей как материального, так и духовно­го свойства. В кругу проблем, с ко­торыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художе­ственно выразительного произведе­ния. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику.

Композиционное мастерство — основа творческого профессионализ­ма художника в любом виде искус­ства. Композиция — важнейший фактор художественной вырази­тельности.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) ху­дожественного произведения, рас­положение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. компози­ция — это единство и целостность формы художественного произведе­ния, обусловленной его содержани­ем. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлени­ях: как живой процесс художест­венного творчества, т.е. решение конкретной композиционной зада­чи, и как ее реализацию.

Поскольку композиция, отра­жая профессиональные особенности творчества художника, затрагивает в самом общем виде и его отноше­ние к действительности, она неми­нуемо включает социальный ас­пект. И поэтому в понимании при­роды композиции, как и во мно­гих других вопросах, особенно ка­сающихся практики искусства,

обнаруживается коренное расхожде­ние между материалистической и идеалистической исходными пози­циями.

В свете философской теории отра­жения искусство предстает как форма общественного сознания, от­ражающая мир при помощи специ­фических средств — художествен­ных образов. Являясь результатом познания мира, искусство не толь­ко отражает этот мир, но и одно­временно преобразует его, способст­вует общественному прогрессу.

Композиция в искусстве с пози­ции диалектико-материалистиче- ской науки — орудие освоения ху­дожником действительности, одно из средств "своеобразного познания и подчинения природы"[2]. Иначе говоря, разнообразные приемы и способы организации художествен­ного произведения, примеры кото­рого дает история искусства, явля­ются отражением объективно суще­ствующих многообразных законо­мерностей самой жизни, понятых и прочувствованных в длительном художественном опыте человека, многократно проверенных и уточ­ненных.

В реалистическом искусстве целью композиции является прав­дивое отражение действительности и ее преобразование в соответствии с познанными закономерностями. Композиция как организация фор­мы художественного произведения неразрывно связана с его содержа­нием. Содержательность формы су­щественно отличает реалистическое понимание композиции от идеали­стического, формалистического, где формотворчество становится само­целью.

Глава 1. Композиция в искусстве и архитектуре 15

Современная наука исходит из положения, что художественно- композиционное творчество, как и любая целесообразная человеческая деятельность, становится возмож­ной на основе познания и практи­ческого освоения действительности и подчиняется объективным зако­номерностям.

1.2. Единство и целостность — основа композиции. Во всех опреде­лениях композиции постоянно при­сутствует ее основной признак — целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность име­ет своей направленностью и конеч­ной целью достижение такого един­ства и целостности.

Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармонич­ность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрыв­ной связи, во взаимной соразмерен- ности. Каждый элемент проявляет­ся не только в собственном значе­нии, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство в ма­лом и большом. В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи. Поэтому единство и целост­ность рассматриваются в качестве основного закона композиции. Вся практика мирового искусства во всех его проявлениях, в том числе и архитектуры, неопровержимо до­казывает жизненность закона единства и целостности компози­ции. Одновременно художествен­ный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становит­ся эстетически ущербной.

Началом структурного единства формы может быть ее монолит­ность, внутреннее равновесие ком­понентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элемен­ты геометрические формы — шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной законченности несут в себе единство.

Однако для художественной практики, в том числе и в сфере архитектурного творчества, харак­терно достижение композиционного единства при разнообразных ком­понентах, далеко отстоящих по своим внешним геометрическим формам и физическим качествам. В этом случае путь к решению ком­позиционного единства лежит через соподчинение, т.е. установление единства и целостности через на­хождение связи между главными и второстепенными частями и эле­ментами, нередко через сочетание контрастных качеств. В компози­ции устанавливается иерархия со­ставляющих ее элементов — веду­щих, подчиненных, сопутствую­щих, характеризующих динамиче­ское равновесие.

В законе единства и целостно­сти композиции получили отраже­ние и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира. Ведь примеры тесной связи и взаимного согласо­вания всех элементов формы чело­век постоянно видел перед своими глазами: соразмерность формы лис­та дерева, его кроны и ствола, це­лесообразную согласованность час­тей тела всех животных, гармонию природных ландшафтов и т.д. Все части расположены в строгом по­рядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалан­сированности, симметрии, повторя­емости, ритма, соразмерности, про­порциональных соотношений. Эти композиционные начала, присущие природным формам, получили эсте­тическое освоение и закрепились в опыте искусства в ходе социально- исторической практики.

1.3. Объективное и субъективное в композиции. Одним из сущест­венных моментов проявления зако­номерностей композиционного творчества является диалектика связи между объективной и субъек­тивной его сторонами.

Объективное начало в компози­ции обнаруживается в том, что ху­

16

Часть I. Общее понятие о композиции

дожественное содержание, которое воплощает автор в материале ис­кусства, обусловлено реальной дей­ствительностью. Тысячами нитей художник связан с внешним ми­ром: с обществом, в котором, он жи­вет, с культурой, которую он впи­тал, с общественными настроения­ми, которые являются частью его собственных переживаний, и т.д. Причем, сам автор не всегда осознает эти вполне объективные условия.

В той же мере оказывается объ­ективно обусловленной и форма ху­дожественного произведения. Пред­метное воплощение художественной идеи требует подчинения природ­ным закономерностям, технологии материалов, законам пластической организации формы, объективным свойствам формы и пространства и пр. Игнорировать эти основополага­ющие объективные требования в искусстве нельзя.

Вместе с тем композиционный процесс субъективен по своему со­держанию, поскольку он есть акт проявления воли и творческих уст­ремлений художника как конкрет­ной личности. В композиции ху­дожник проявляет свои собствен­ные мысли и чувства, £вои пред­ставления о возможности структур­ной организации художественного материала. Художник располагает личной свободой в своем творче­стве, однако эта свобода высту­пает как осознанная необходимость учета объективных конкретных ус­ловий.

Отрицание закономерностей композиции типично для идеали­стических,         формалистических взглядов. Их основу составляет ут­верждение исключительности субь- екта в творческом процессе, пред­писывание ему права на произвол в создании художественных форм, спекулятивное "обыгрывание" мни­мых творческих свобод, позволяю­щих не считаться с жизненной ло­гикой. Нередко сам процесс компо­зиции понимается только как со­

здание формы, лишенной всякой связи с содержанием. Источники и движущие силы композиционного творчества в таком случае пытают­ся найти в бессознательной сфере человеческой психики, в проявле­нии стихийных начал. Однако, как показывает практика формалисти­ческого искусства, такое понимание композиции на деле ведет к разру­шению художественной формы, де­гуманизации искусства.

В архитектуре формализм про­является в сознательном или не­вольном искажении внутренних связей формы с содержанием, обус­ловленном многообразными требо­ваниями — утилитарными, конст­руктивно-техническими и идейно- художественными. И тогда компо­зицию пытаются трактовать как организацию "чистой формы", как произвольную комбинацию плоско­стей, объемов, линий, красок и т.п., в одном случае; в другом — решение композиции ставят в зави­симость только от одной стороны содержания — конструкции, мате­риала, функции, идеологического мотива. Формализм в архитектуре разрушает композицию, обедняет художественные возможности архи­тектуры, лишает ее общечеловече­ского содержания.

1.4. Роль знаний в композици­онном творчестве. Любой художник обязан считаться с объективными требованиями материала искусства. Писатель должен владеть словом, живописец должен досконально знать свойства красок и принципы их сочетаемости, скульптор обязан отчетливо себе представлять воз­можности глины, камня, дерева и т.д. Опыт развития каждого жанра искусства запечатлел приемы и способы организации материала в художественные структуры и выра­зительные формы. Ни один гений в искусстве не оказался свободным от необходимости овладеть профессио­нальными навыками обращения с материалом. Каждый в той или

Глава 1. Композиция в искусстве и архитектуре 17

иной мере ощутил себя учеником в этом деле.

Процесс овладения художест­венным языком искусства неодно­значен. Композиционные знания могут накапливаться в общем пото­ке в форме случайных сведений, непроизвольно отложившихся в па­мяти, или же в ходе сознательйой целенаправленной деятельности по их изучению. В этом случае объем и содержание полезных сведений о композиции, безусловно» шире и систематичнее, а сам процесс проте­кает эффективно и в более корот­кие сроки. Практика деятельности разнообразных художественных школ убедительно это доказывает.

Знание композиционных зако­номерностей рационализирует про­фессиональную деятельность, повы­шает результативность творческих усилий.

Особенность композиционного творчества архитектора в отличие от деятельности художника в боль­шинстве других видов искусств за­ключается в том, что конструирова­ние искомой художественной фор­мы (архитектурного сооружения) необходимо приводят в движение значительные материальные и люд­ские ресурсы. Допущенные просче­ты при возведении объектов архи­тектуры практически трудно исп­равимы.

Вот почему так важен в реше­нии архитектурной композиции, в предвидении художественного ре­зультата точный расчет н учет объ­ективных закономерностей художе­ственного формообразования. Объ­ективированный художественный опыт предыдущих поколений зод­чих, в том числе и неудачи, состав­ляют ценную основу профессио­нальных знаний.

Роль композиционных знаний в архитектуре в наше время возра­стает. Это связано с усложнением ее задач, расширением сферы ее проявления в обществе, количест­венным ростом, увеличением масш­табов до уровня целых городов и

агломераций, новыми средствами коммуникаций.

Однако, учитывая важность композиционных закономерностей, необходимо осознавать границы их использования. Законы компози­ции недопустимо абсолютировать, превращать в технические правила создания художественного творе­ния, как это было, например, в академическом искусстве, ибо в этом случае искусство лишается ху­дожественности и становится ремес­лом. Целью творчества, в том числе и художественного, всегда является создание нового продукта, обуслов­ленного возникновением новых об­щественных потребностей. Поэтому композиционные принципы не мо­гут предписывать конкретных ка­честв художественному произведе­нию, они не могут служить рецеп­том. Однако, являясь концентриро­ванным опытом создания художе­ственного произведения, они слу­жат организующим и контролиру­ющим стержнем творчества, обеспе­чивают общезначимость художест­венного произведения и ценность его как продукта общественной культуры.

Творчество базируется — как пишет известный советский архи­тектор и педагог А.К.Буров — на индивидуальном ощущении того, каким образом должна и может быть решена поставленная задача. Доводы могут быть представлены только в виде общих рассуждений. Когда эти общие рассуждения в ре­зультате опыта, анализа этого опы­та и применения точных научных знаний могут быть сформулирова­ны в качестве закона или прибли­жающейся к нему рабочей форму­лы, каждый раз и безошибочно в пределах поставленной технической задачи, способных эту задачу раз­решить, этот вид деятельности ухо­дит из области искусства и перехо­дит в область техники" [8, с.95]. В качестве примера, подтверждающе­го высказанную мысль, А.К. Буров сравнивает Парфенон и Тезейон.

18  Часть I. Общее понятие о композиции

исполненные по одним и тем же правилам архитектурного канона. Однако в Парфеноне композицион­ные закономерности использованы творчески, в силу чего он постига­ется эмоционально и воспринимает­ся как художественное произведе­ние, а Тезейон постигается логиче­ски и воспринимается почти как техническое сооружение.

В последнее время особенно много пишут о недостатках массо­вой жилой застройки наших горо­дов. Критики неоднократно отмеча­ли бедность архитектурного облика улиц и дворов, унылую монотон­ность фасадов жилых домов и об­щественных сооружений, серьезные просчеты в масштабных соотноше­ниях объемов и пространств, гиган­томанию форм, нарушающую при­вычные визуальные связи с челове­ком, что не способствует созда­нию комфортной и жизненной сре­ды. Эти негативные явления от­нюдь не связаны однозначно с недостатками строительно-техниче­ского конвейера, ограниченностью архитектурных форм в условиях типизации. Они также следствие серьезных просчетов в решении ар- хитектурно-творческих задач, а за­частую и прямого пренебрежения объективными композиционными закономерностями.

Архитектурный профессиона­лизм приобретается в процессе глу­бокого постижения композицион­ных принципов и закономерностей, являющихся обобщением историче­ского опыта архитектуры.

1.5. Содержание объемно-про­странственной композиции. Архи­тектурная композиция — это це­лостная художественно выразитель­ная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно- техническим                   требованиям.

Как видно из определения, учеб­ным предметом архитектурной композиции является изучение факторов, влияющих на построение архитектурной формы.

В современной архитектуре все эти факторы чрезвычайно усложни­лись. Для практики архитектурно­го проектирования и для обучения архитектуре выявилась необходи­мость выделения их в самостоя­тельные области знаний с целью глубоко вникнуть в их суть. Так появились такие разделы архитек­турной теории, как типология зда­ний, архитектурные конструкции и др. Самостоятельность их относи­тельна. Без отношения к архитек­турной композиции, например, значение дисциплины "Архитек­турные конструкции" не может быть правильно оценено.

Таков по назначению курс "Объемно-пространственная компо­зиция", исследующий специфиче­ские художественно-эстетические требования в построении архитек­турной формы. Природа этих требо­ваний двоякая — социальная и психофизиологическая. Решающей в эстетической оценке архитектур­ной композиции является социаль­ная и историческая обусловлен­ность появления тех или иных форм архитектуры; как уже ранее говорилось, многое в ней зависит от особенностей человеческого воспри­ятия. В центре внимания объемно- пространственной композиции фак­торы, связанные с природой челове­ческого зрения и психологией воспри­ятия объектов архитектуры.

Вальтер Гропиус, исследуя но­вые методы воспитания архитекто­ра, ставил вопрос: существует ли наука формообразования? И отве­чал на него; да, .существует.

"Сегодня мы можем, — писал он, — снабдить творческий инс­тинкт проектировщика ценным знанием визуальных фактов, та­ких, как явление оптической ил­люзии, отношение объемов тел и пустот в пространстве, отношение света и тени, цвета и масштаба — знанием объективных факторов вместо произвольных, субъектив­ных интерпретаций или давно ус­таревших формул" [5, с. 111].

Глава 1. Композиция в искусстве и архитектуре 19

Курс объемно-пространственной композиции — это прикладная дисциплина, имеющая узкопрофес­сиональную направленность. В по­следующем материале настоящего пособия конкретно излагаются тео­ретические основы учебной дисцип­лины объемно-пространственной композиции.

Предмет "объемно-пространст­венная композиция", где в центре стоит проблема художественного формообразования, должен обла­дать особой спецификой в способах обобщения материала и его фикса­ции, удобных для осмысления и распространения. Концентрация опыта и выделение главного, как и в любой сфере знаний, требует от­влечения от частностей и восхожде­ния к абстракции.

Однако материал искусства, в данном случае архитектуры, дол­жен всегда и при любых условиях сохранять предметную конкрет­ность формы, ее зримый облик. Если этот контакт с предметной формой нарушается, ниточка связи с искусством рвется и художествен­ная специфика улетучивается. Су­дить о произведении искусства, не имея представления о материаль­ных носителях, порождающих ху­дожественные образы, невозможно. Рассуждая о ритме или "тектонике, мы постоянно держим в вообра­жении те или иные объемные или пространственные соотноше­ния, пластические характеристики и т.п.

Вместе с тем, сохраняя нагляд­ную форму архитектурных объек­тов, мы, сосредоточиваясь на от­дельных особенностях строения формы, свойственных многим объ­ектам архитектуры независимо от типологической и функциональной принадлежности, регионального или географического размещения, исторического места, можем выде­лить нечто главное и существенное, приобретающее значение компози­ционного принципа или закона как

полезное достояние в профессио­нальном опыте зодчества.

1.6. О методах изучения объём­но-пространственной композиции. Получив общее представление об особенностях объемно-пространст­венной композиции, можно гово­рить о целесообразных методах ос­воения ее принципов и приобрете­нии навыков их практической реа­лизации. Тут возникает ряд специ­фических проблем, которые не по­зволяют осуществить привычные подходы как к обычному учебному предмету. Умозрительный способ постижения теоретических положе­ний оказывается недостаточным, ибо композиция — это не только сумма знаний, причем знаний осо­бых — процедурного свойства, но и сама практика.

Композиция — это творчество, созидание. Нельзя овладеть компо­зицией, не приобретя собственного опыта в ней. Основные принципы формообразования учащиеся долж­ны испытать в ходе живой самосто­ятельной деятельности.

Таким образом, решающая роль в освоении основ объемно-простран­ственной композиции отводится практическому способу через поста­новку и решение творческих зада­ний. Лекции и беседы, коллектив­ные обсуждения результатов рабо­ты будут дополнять композицион­ные упражнения.

Особенность решения конкрет­ной композиционной задачи состо­ит в том, что аналитическая рацио­нальность в построении архитек­турной формы сливается с эмоцио­нальными ощущениями. В индиви­дуальном решении композиции не­пременно присутствует эмоциональ­ный компонент, который естествен­ные предметные свойства возводит на уровень выразительных. Дея­тельность по сочинению компози­ционных этюдов приобретает эсте­тический характер.

Композиционные практические задания носят обобщенный отвле­

20  Часть I. Общее понятие о композиции

ченный характер. Используемые объемно-пространственные формы по своим геометрическим характе­ристикам соответствуют облику наиболее распространенных в архи­тектуре, но нет указания на их конкретное функциональное напол­нение. Для освоения принципов объемно-пространственной компо­зиции берется как бы геометриче­ская модель фрагментов архитек­турной среды. Такой прием способ­ствует изучению общих принципов и закономерностей эстетического формообразования и отвлечению от конкретных характеристик отдель­ных архитектурных сооружений.

В качестве материала для вы­полнения творческих композицион­ных упражнений используются бу­мажные макеты и графические изо­бражения, хотя макету в связи с его особой наглядностью отдается предпочтение. Работа над макетом, требуя предметных действий, очень эффективно развивает пространст­венное мышление и техническую интуицию, что важно для про­дуктивной композиционной дея­тельности.

Перечисленные выше принци­пы — а) анализ общих композици­онных закономерностей; б) поста­новка творческих заданий отвле­ченного характера на освоение вы­деленных формальных средств; в) применение макетирования как формы решения заданий — явля­ются базовыми, на их основе стро­ится методика овладения объемно- пространственной композицией. Ей должна следовать не только учеб­ная аудиторная работа в коллекти­ве, но и самостоятельная деятель­ность каждого учащегося, заинтере­сованного в повышении уровня сво­его профессионального мастерства.

Контрольные вопросы

1.   Каков основной принцип компози-

2.   В каких формах проявляется компо­зиция в предметно пространственных видах искусств?

3.   В чем различие понятий "архитектур­ная композиция" и "объемно-пространствен­ная композиция"?

4.   Почему в архитектурном творчестве особое значение приобретает знание компози­ционных закономерностей?

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}