Строительные и отделочные материалы в архитектурно

Дизайн, интерьер

Строительные и отделочные материалы в архитектурном дизайне

Гармония архитектурного решения достигается через логику целесообразного объединения в сооружениях конструктивных и художественных свойств материалов.

Особые требования к их выразительности предъявляются в дизайне, визуально удостоверяющем успех или провал решения поставленных архитектурных задач. Залог естественности архитектурной идеи и ее художественной ценности лежит в грамотной комплексной реализации конструктивных и эстетических качеств несущих конструкций и одежды зданий.

Сложилось традиционное ассоциативное видение архитектурных объектов, в соответствии с которым для создания социально значимого, монументального здания должен использоваться массивный, прочный, внушающий впечатление импозантности материал; для возведения бытовых сооружений — легкие конструкции, отвечающие быстро меняющимся жизненным потребностям.

Сооружения из металла ассоциируются с надежностью, техничностью. Конечно, архитекторы умели добиваться впечатления могущества, неприступности и возведением палаточных ставок степных ханов, и бревенчатых дворцов русских царей, извлекая эффект выразительности из приемов лаконичности простых объемов с их цветовым табуированием или, напротив, живописной сложности срубных башен.

Историческая динамика опыта создания художественного образа в архитектуре за счет демонстрации материала складывалась последовательно, соразмерно этапам технической цивилизации и ее экономических регуляторов.

Сначала архитектурный образ честно создавался реальной циклопической кладкой Львиных ворот в Микенах или возведением стен Парфенона из цельных мраморных квадров.

Затем функции стены были дифференцированы на несущий массив из кирпича или бетона и дорогую облицовку; император Август заявил, что оставил наследникам мраморный Рим, на самом же деле он его лишь декорировал мрамором.

И, наконец, для достижения нужного эффекта на поверхности стены изображается фактура избранного материала или наклеивается пленка с его фотоизображением (рис. 11.6.1).

Понятно, что сегодня никому не придет в голову строить пирамиду Хеопса из сотен тысяч блоков, на подготовку, транспортировку и укладку которых ушли в свое время 20 лет гигантских по объему трудозатрат. Было бы проще облицевать блоками сердечник сооружения из песка или сохранившегося в пустыне скального монолита. Может быть, так оно и было? У каждой эпохи своя архитектурная правда. Мы живем в эпоху имитации, все еще заимствующей образ художественной естественности у прошлого.

Появление искусственных материалов, заменяющих или превосходящих своими качествами естественные, значительно обогатило художественную палитру архитекторов, но тем самым усложнило задачи выбора средств, обусловило множество ошибок и несовпадений тектоники и декора.

Впрочем, обостренное чувство традиции в этом отношении (или консерватизм?) присуще, например, японской архитектуре или отдельным явлениям в архитектуре европейской.

Брутализм 60-х гг. XX в. сделал попытку возврата к чистой архитектурной форме, к демонстрации естественного материала — бетона, освобожденного от опалубки, грубой кирпичной кладки, необработанного дерева, бугристой штукатурки. Сейчас брутализм воспринимается как одно из явлений стилистических игр; современная архитектура тяготеет к индустриальной эстетике.

Современный проектировщик должен обладать тектонической грамотностью в понимании возможностей и камня, и стального троса, тонким чувством оценки художественных ресурсов материала [1, 18, 19,82,99].

К строительным и отделочным материалам предъявляются требования:

- конструктивные;

- эксплуатационные;

- эстетические.

Задачи конструирования и строительства ориентируются на свойства материалов: их прочность, твердость, мягкость, упругость, климатическую устойчивость, гидро-, тепло-, звукоизоляцию, обеспечивающие необходимое качество сооружения в целом и его отдельных элементов.

Длительной фазой эксплуатации выявляются прочность на удар и истирание, хрупкость, пластичность, степень сгораемости, устойчивость против механических, химических и биологических воздействий, экологичность, свидетельствующие о степени долговечности сооружения.

С точки зрения эстетики материалы оцениваются по богатству колорита, фактуре, художественной выразительности.

Эти формально разъятые свойства принадлежат материалам в совокупности; область их проявления в материалах различается по доминирующему признаку.

Например, мрамор или лабрадорит, ценные как отделочные материалы, редко используются в качестве конструктивных, а чаще как облицовочные; интерес представляют их эксплуатационные и художественные качества.

Железобетон фигурирует, как правило, в качестве материала, формирующего остов здания, но в руках одаренного архитектора приобретает высокохудожественные достоинства.

В списке используемых современной архитектурой материалов преобладают искусственные в силу накопленного опыта производства материалов, не существующих в природе и имеющих заданные свойства, а также благодаря модификациям естественных материалов, обогащению и комбинации их свойств.

Рассмотрим полезные с точки зрения дизайна свойства строительных и отделочных материалов, условно придерживаясь последовательности их появления на архитектурной арене и родовых связей.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}